Добрый день. Я попробую объяснись весь механизм этого эффекта, возможно что-то и упущу или измельчу до банальности, объяснялкин я ещё тот.
Частично, Вы сами ответили на свой вопрос.
1) Возможно, главное. Большое расстояние до объекта - угловая скорость стремится к "0" - так мы видим неподвижными звёзды, да ещё не одно поколение.
Это Вы можете наблюдать на самолёте в небе - кажется, что его можно обогнать лёгкой походкой. И это при поперечном его движении. Самолёт же ниже, но стой же скоростью, "обгонит самолёт выше, а Вам будет казаться, что чтобы обогнать нижний нужно уже бежать.
2) Нам в жизни помогает наше бинокулярное зрение - стерео. Но, оно не бесконечно, примитивная формула для нормального зрения - расстояние между центров зрачков в сантиметрах*100 метров. Человек, у которого глаза на носу, 4-5 см - видит стерео до 400-500 метров, "сова", как я со своими 7-ю - до семисот метров. Если в нормальный ДЕНЬ при обычном дневном освещении человек будет смотреть на приближающуюся машину ему в лоб, в зоне своего стерео он поймёт, что с машиной что-то не то, она быстро увеличивается в размерах и становится рельефнее. Быстрое увеличение связано с параллаксом, машина закрывает фон для левого глаза, но ту часть фона видит правый глаз и наоборот и РАЗНИЦА РАСТЁТ, а ГЛАЗА всё ближе подъезжают к носу (это второй механизм стерео - положение глаз, чем ближе к носу (вернее друг-другу, можно же смотреть и боковым зрением, если лень головы поворачивать) - тем объект ближе. Это "что-то" мозг улавливает и исходя из жизненного опыта делает вывод "Пиздец". Одноглазые тоже способны воспринимать глубину, третьим механизмом организма - напряжение мышц регулирующих резкость (изменяющих кривизну хрусталика) и оглядом всей композиции - так они вычисляют ( и мы тоже, как подспорье) что ближе, а что дальше, но тут неприятность с размерами, на некотором участке одноглазый меньший размер стоящий ближе уравняет с большим объектом стоящим дальше, этот момент наступает значительно раньше чем пропадает стерео, где-то после 50 (+-) метров мы все свои глаза настраиваем на "бесконечность" и этот механизм отключается. То есть стерео - это параллакс (разница картинки между левым и правым глазом)+работа мышц глаз.
Скорость - мы не работаем с абсолютом, мы работаем только с угловой скоростью и так же мышцами глаз и шеи, и чем дальше от нас - тем больше должен пройти объект, чтобы мы засекли его движение и поменяли положение глаз следя за ним.
Так же закон перспективы зрения - вся перспектива сходится в одной точке - пример - железнодорожные пути. Эта точка и дальность зависит от Вашего роста.
Теперь к практике.
На видео мы не видим ОБЪЕКТА, мы видим след от него, некую светящуюся точку, не бесконечно малую, конечно, но яркую - это можно сравнить с мотоциклом ночью с включенной основной фарой, будем считать её очень выпуклой почти шариком, чтобы видеть свет и с боку тоже.
Мы стоим на шоссе, вокруг нет деревьев, неким поворотом к шоссе примыкает второстепенная дорога, либо без поворота, но широкая, а мотоциклист юркий.
И всё это за пределами нашей стереобазы. Мотоциклист любит скорость, вокруг ни кого и он король дороги и его скорость огромна.
Пока он едет нам поперёк - мы видим его движение, он медленно, но верно движется, нам приходится напрягать мышцы глаз, чтобы за ним следить и время от времени поворачивать голову. (поверните мысленно ось координат на 90 градусов, чтобы наш мотоциклист стал небесным странником).
Потом мотоцикл разворачивается в нашу сторону - для наблюдателя он остановится, совсем. Мы видим только фару, нам не виден мотоцикл (ночь), сравнивать его размеры с обстановкой мы не можем, эффекта параллакса нет совсем, он пока за пределами нашего стерео, любого стерео, все механизмы отключены, так как:
1) он за пределами нашей стереобазы (расстояние между зрачками), глаза на бесконечности, оглядывать нам нечего - только огонёк, да и окружающую обстановку мы не видим. В лучшем случае, мы видим, что огонёк подпрыгивает если шоссе ухабистое.
2) Угловую скорость нам не засечь - он движется нам в лоб. Мы бы могли засечь угловую скорость изменения его размеров если бы видели мотоцикл с сидящим человечком, но нам доступна только яркая фара, которая не изменила своего свечения (шарик (как огонь ракеты который мы видим со всех сторон, кроме жопы)).
Вот это эффект зависания для человека с нормальным зрением.
Видео.
1) Ночь, только точка огня двигателя.
2) Большое расстояние - угловая скорость стремится к нулю (не совсем, конечно, и поперечную камера засекает)
3) Нет фона лишний раз сравнивать положение не с чем, камера не на штативе, а в трясущихся руках, мозг бессознательно отбрасывает этот брак.
4) НЕТ СТЕРЕО, совсем из за расстояния.
5) НЕТ СТЕРЕО совсем - камера ОДНОГЛАЗАЯ.
6) Ракеты летят по дуге и в какой-то момент начинают лететь в сторону камеры. Когда камера засечёт угловое изменение огня двигателей - это уже очень поздно.
Теперь "и с боку тоже зависают"
Нет, они не зависают - эффект от того, что они сбоку кадра, а не сбоку наблюдателя, просто обзор камеры ограничен углом - это как наш мотоциклист, может ехать прямо на нас в лоб, и нам пиздец когда мы его сможем хорошо рассмотреть, а может пронестись по противоположной стороне шоссе от нас, но он очень долго будет казаться нам зависшим, потом вступит в силу "угловая скорость" - чем ближе к нам, тем он будет быстрее смещаться в сторону от нас, пока не пролетит с боку и не получит комплект матюков в спину.
И ещё момент - человек горизонтали и горизонтальную скорость воспринимает правильней (наверно, чтобы сбежать от динозавра), чем вертикаль - вертикаль мы видим медленнее (скорость) и длиннее - менее привычная работа мышц+задействована довольно медленная шея.
Всё, что очень высоко, мы считаем незначительным и мелким, пример - Луна, её угловые размеры не шибко меняются у горизонта и в зените, но каков эффект.
Тот же эффект (всего выше сказанного) работает и для удаляющегося объекта, даже если он удаляется под некоторым углом, как мотоциклист пронёсшийся на автостраде мимо нас - сначала он будет быстро сдвигаться в нашу сторону из-за перспективы (вся перспектива сходится в одной точке), потом "зависнет", потом исчезнет.
Вот, вся эта куча и даёт эффект виса, ракеты не летят строго поперёк кадру, одни чуть приближаются, другие - удаляются, и все они поднимаются над нами.
Уф. Три часа писал эту лекцию. Страшно перечитывать, надеюсь, нет обрывов мысли.
Это сообщение отредактировал FAG - 15.06.2025 - 17:45