Там такая долгая мутная история получилась...
1. США и СССР во всю играют в лунную гонку, независимо разрабатывают стыковочные аппараты типа штырь-конус, естественно несовместимые друг с другом
2. Небольшая оттепель, и разработали совместный стыковочный стандарт (АПАС-75) для Союз-Аполлона, немного общего имеющего с предыдущим советским. И больше
никогда его не использовали - СССР продолжает использовать штырь-конус, а США вообще как то забили на стыковки.
3. В СССР разработали более новый и совершенный АПАС, но опять же его практически не использовали. В России ещё немного допилили и за валюту поставили на американский Шаттл, сами опять же летая со старым штырём-конусом.
4. В НАСА решили ещё разок провести модернизацию АПАСа, и создали новый международный стыковочный стандарт. Начали его использовать на текущем поколении кораблей. Даже договорились с Европой и Россией (но не со злым Китаем), но только на бумаге. Россия продолжает летать с тем же старым штырём-конусом, а Европа с тех пор стыковками не занималась.
5. Китай скопипастил то ли новый АПАС, то ли международный стандарт (который в общем то в
открытом доступе лежит на сайте НАСА), но конечно же не объявлял никому о совместимости.
В ближайшем будущем кооперации между США и Китаем ожидать не стоит, а новый российский Орёл даже если и полетит когда нибудь, то всё равно планируется с штырём-конусом, видимо для совместимости со старыми модулями МКС которая Орла наверное и не дождётся.
Система штырь-конус конечно проверенная временем, но проход там уже чем в более новых, она требует большей скорости стыковки (и следственно более значительный удар по станции), и ограничивает возможные стыковочные конфигурации (нельзя, например, состыковать два одинаковых космический корабля если заранее не построить корабль с конусом, который в свою очередь не сможет стыковаться с космическими станциями).
Это сообщение отредактировал TheRussianSpy - 6.11.2025 - 20:29