Законопроект № 1057564-8
https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057564-8Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев потенциально опасных собак
Депутаты Государственной Думы Л.Э.Слуцкий, С.Д.Леонов, А.К.Луговой, Б.А.Чернышов, А.Н.Диденко, С.Г.Каргинов, В.А.Кошелев, В.В.Кулиева, С.А.Наумов, Д.П.Новиков, К.М.Панеш, А.Н.Свинцов, В.С.Селезнев, В.В.Сипягин, И.К.Сухарев, В.В.Сысоев; Сенаторы Российской Федерации Е.В.Афанасьева, В.Е.Деньгин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев потенциально опасных собак»
Проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев потенциально опасных собак» разработан в целях гарантирования защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью и (или) имуществу в результате нахождения потенциально опасной собаки вне места ее содержания или за пределами огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании (далее соответственно - законопроект, огороженная территория), а также в целях усиления ответственности владельцев потенциально опасных собак.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 498-ФЗ) под потенциально опасными собаками понимаются собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации от 29.07.2019 № 974 (далее - перечень потенциально опасных собак).
При формировании данного перечня были включены породы собак, используемые для травли, и аборигенные породы, в отношении которых не велась селекция на лояльность к человеку, вследствие чего особенности их поведения остаются не до конца изученными со стороны кинологической науки, что дает основания полагать, что потенциально опасные собаки являются источником повышенной опасности.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона № 498-ФЗ выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.
Также установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (часть 3 статьи 8.52 Ко АП РФ).
Однако действующие в настоящее время меры регулирования недостаточно эффективны в достижении целей по защите прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью и (или) имуществу потенциально опасными собаками.
По данным Центра питания и благополучия животных, в России растет количество домохозяйств, и это способствует увеличению численности домашних питомцев. Численность собак в 2023 году составила - 25,5 млн. Более половины домашних собак проживает в городах (61% от всех популяции), а 39% - в сельской местности1.
По данным Роспотребнадзора, в прошлом году 237 ООО человек обратились за медицинской помощью из-за укусов собак (сюда же входят ослюнения и оцарапывания).
Также по данным Следственного комитета Российской Федерации, число уголовных дел, связанных с нападениями животных на граждан, в 2022-2024 гг. выросло в 5,2 раза до 408 случаев по итогам прошлого года. В 2025 г. также происходили нападения собак, в том числе на несовершеннолетних, в Татарстане,
Бурятии, Краснодарском крае, Иркутской, Калининградской, Саратовской,
Пензенской областях и др.
По статистике, 30% нападений на людей совершают домашние собаки, проживающие в частном секторе.
Изучение судебной практики о возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и (или) имуществу граждан в результате нарушения требований законодательства в области обращения с животными владельцами потенциально опасных собак, свидетельствует о сложностях возмещения понесенных расходов потерпевшими на восстановление здоровья и (или) имущества, а также иных расходов в случае смерти потерпевшего.
В частности, указанные сложности возникают в связи с несогласием владельцев потенциально опасных собак с вынесенными судебными решениями по взысканию с них в пользу потерпевших денежных компенсационных выплат, и подачей ими соответствующих апелляций, что значительно влияет на сроки возмещения потерпевшим указанного вреда.
Также необходимость введения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев потенциально опасных собак за вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу граждан, обусловлена высокими размерами денежных компенсаций, в случаях, когда потерпевшему потребовалось дорогостоящее лечение.
С учетом изложенного законопроектом предлагается установить обязанность владельцев потенциально опасных собак страховать риск гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц в результате нахождении потенциально опасной собаки вне места ее содержания или за пределами огороженной территории.
При этом обращаем внимание, что положения законопроекта не распространяют своего действия на отношения, возникающие вследствие причинения вреда служебными собаками, являющимися потенциально опасными собаками в соответствии с перечнем потенциально опасных собак, при осуществлении деятельности по обеспечению обороны страны и безопасности государства, обеспечению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения.
зы. Личное мнение. Лучше б депутаты протолкнули законопроект за отмену редкой дичи как  ОСВВ («отлов-стерилизация-вакцинация-возврат») и вернули эвтаназию.
Собак любим, в доме 2.