Вот нашёл на реддите:
Во-первых, археологические свидетельства: по сути, их нет. Отсутствие доказательств — это не обязательно доказательство отсутствия, но массовая миграция 600 000 семей (кстати, это, наверное, больше половины населения Египта в то время) — это не то, что можно легко не заметить, и никаких археологических подтверждений этому нет ни в традиционной ранней (18 династия), ни в поздней (19-20 династия) хронологии. Я видел, как некоторые защитники пытались хронологически поместить Исход в другое время, но эти гипотезы ещё более бредовые.
Во-вторых, сами традиционные хронологии проблематичны. Есть элементы истории Исхода, которые явно анахроничны, учитывая дату Нового царства. Например, города Пифом и Рамессес, упомянутые в истории Исхода, вероятно, тогда не существовали.
«Рамессес» из истории Исхода почти повсеместно считается Телль эль-Даба/Аварис/Пи-Рамессе/современный Кантир, который имеет долгую историю, восходящую к концу Среднего царства. Это была столица гиксосов Аварис во время второго переходного периода, и её перестроил (и переименовал) Рамсес II во время 19 династии. Она была в значительной степени заброшена во время 21 династии, и большинство старых памятников Рамессида были вывезены в новую столицу, Танис, которая находилась неподалёку. Она пережила период обновления во время 22 династии (X век до н. э.), и, похоже, именно тогда она стала известна под сокращенным названием «Рамессе». В этом районе проводились многочисленные археологические раскопки, но это идёт медленно, так как большая часть древнего поселения находится под современной деревней и сельскохозяйственными угодьями, поэтому археологические концессии получить трудно, но пока нет материальной культуры из этого района, связанной с израильтянами или иудаизмом.
«Пифом» (Пер-Атум) обычно считается Телль эль-Маскута, который также находится в восточной дельте. Университет Торонто проводил там раскопки в 1980-х годах и обнаружил надписи и керамику, связывающие первоначальный участок с 26 династией, примерно совпадающей с попыткой Нехо II построить канал от дельты Нила до Красного моря. Некоторые египтологи пытались связать Пифом с Телль эр-Ребата, который является близлежащим участком, несколько более древним, но нет прямых доказательств того, что его когда-либо называли Пер-Атум.
В целом, все египетские топонимы и имена собственные, упомянутые в Библии, кажутся позднеегипетскими, это язык, который не существовал до позднего периода Рамессидов (20 династия). Точно так же оба египетских царя, упомянутых по имени в Библии (Шешонк Iи Тахарка), относятся к 22 и 25 династиям соответственно. Всё это полностью согласуется с общим научным консенсусом о том, что еврейская Библия была в основном написана между VIII и V веками до н. э.
Самое близкое потенциальное соответствие «историческому Исходу», на которое можно действительно указать, — это отождествление евреев/гиксосов, которое обсуждалось с древности, но у него есть ряд проблем. Гиксосы были семитским народом с Леванта, и их поселение в Египте в очень общем смысле, по-видимому, соответствовало истории Иосифа из Бытия. Судя по изображениям и записям из гробниц Среднего царства в Бени-Хасане, они пришли в Египет в основном как трудовые мигранты и беженцы, спасающиеся от голода во время Среднего царства, а не как завоевательная армия, как их описывают более поздние египетские источники. Однако решающие факторы заключаются в том, что гиксосы не были рабами, и гиксосы не были израильтянами. Вся их материальная культура указывает на то, что они были политеистами, которые поклонялись сочетанию египетских и ханаанских богов. Ян Ассманн и некоторые другие предположили, что различные ханаанские народы сохранили некоторую культурную память и/или устные предания о том, как их предки жили в Египте в далёком прошлом, и авторы еврейской Библии придумали повествование о Исходе, чтобы заполнить пробелы, но пока это далеко от большинства мнений среди академических египтологов.
https://www.reddit.com/r/AskHistorians/comm...evidence/?tl=ru Это сообщение отредактировал wedmack - 16.08.2025 - 20:46