2


Итак, можно констатировать, кто к середине 90-х годов советское кино окончательно закончилось, а вот новое, российское, только начало зарождаться. И если Вы считаете чернухой нынешние сериалы "Слово пацана" или "Аутсорс", советую посмотреть боевики этого периода - жесткие, даже жестокие, показывающие все то, что на самом деле творилось в стране. На другом конце каната выступал Анатолий Эйрамджан, выпустивший тогда массу низкосортных комедий. Тем не менее, спасибо ему, что в то время он давал работу сидевшим без ролей и денег звездам отечественного кинематографа. И даже у Эльдара Рязанова, у которого всегда снималось множество известных актеров, начинается черная полоса. Тем удивительнее, что именно в этот период разрухи и безденежья появляются киноленты, нынче признанные культовыми.
1995 год. Спустя почти десятилетие, прошедшее с режиссуры "Любви и голубей", Владимир Меньшов (по заветам Рязанова) снимает свой комедийный капустник "
Ширли-Мырли". Кража вором-рецидивистом Василием Кроликовым алмаза «Третья годовщина образования СНГ» с месторождения "Беспереспективное" превращается в увлекательный и смешной фарс. В картине была задействована масса звезд советского кинематографа. И, кстати, знаменитая фраза Табакова-Суходрищева "Капитан! Этого пидора в Химках видал, деревянными членами торгует!" на тот момент означала торговлю матрешками с нарисованными лицами бывших членов КПСС.
В том же
1995 малоизвестный ленинградский режиссёр Александр Рогожкин снимает первую часть похождений генерала Михалыча (в исполнении Алексея Булдакова) и его друзей - "
Особенности национальной охоты". Приехавший в Россию финн решает посетить настоящую русскую охоту, что ему и предстоит сделать с помощью водки и лесника Кузьмича. Культовая первая часть целого цикла фильмов, дальше, по канону, градус юмора пошёл вниз. Следует упомянуть, что так же Рогожкин "зачал" первый в России (и, наверное, самый известный в ту пору - сам смотрел его на кассетах) детективный ТВ-сериал "Улицы разбитых фонарей" по книгам бывшего сотрудника милиции Андрея Кивинова. Ну а после того, как все главные актеры рассорились между собой, Рогожкина пригласили снять первые серии "Убойной силы" (тоже по Кивинову) - с Дукалисом, но без отказавшегося от главной роли Казановы. Кстати, фактически, "Убойная сила" стала сериалом-открытием ныне известного Константина Хабенского.
1996 год. Первая и последняя роль основателя рок-группы «Черный обелиск» Анатолия Крупнова в фильме Андрея И (Хорошева) "
Научная секция пилотов". Андрей И до этого уже отметился в 1993 году псевдодокументальным "Конструктором красного цвета". Расследование убийств машинистов московского метрополитена с удивительным визуалом и тягучей музыкой Сергея Курехина. Сложно описывать, надо смотреть.
1997. Алексей Балабанов "выстреливает" первую часть "
Брат" с Сергеем Бодровым-младшим о демобилизовавшемся Даниле Багрове, помогающем своему брату в криминальных питерских разборках (самого Сергея до этого в одной из главных ролей можно было увидеть в отцовском "Кавказском пленнике"). Фильм сняли всего за 31 день. В конце 1996 года как раз закончилась первая чеченская, ну а к теме посттравматических синдромов режиссеры обращались еще после вывода войск из Афганистана (та же самая "Нога" 1991 года с Охлобыстиным). Музыка Наутилуса Помпилиуса, депрессивная атмосфера Питера, знаменитое "В чем сила? А сила в правде". Сам режиссёр дальше выдаёт только шедевры. Бодров умирает в 2002 году, Балабанов - в 2013.
1999 год. Именно этот год я бы назвал "Охлобыстин. Начало". Да, до этого были сценарии, режиссура и роли в кино, но именно с фильма "
Восемь с половиной долларов" Григория Константинопольского Иван Охлобыстин окончательно превращается в звезду конца 90-х. Похождения незадачливого режиссёра рекламных роликов Геры Кремова (аллюзия на Юрия Грымова), взявшего и тут же промотавшего на очередную "звездочку" половину бюджета будущего фильма, заказанного бандитами (150 тысяч долларов), начинающие актеры Бондарчук и Куценко, Наталья Андрейченко с голосом Ринаты Литвиновой. Звёзды, как говорится, сошлись.
Ну а уже в
2000 по сценарию Охлобыстина выходит первый фильм нынче инагента-режиссёра Романа Качанова "
ДМБ". Оба снялись в этом фильме в небольших ролях. "Видишь суслика? Нет. И я не вижу, а он есть..." Фильм-анекдот, фарс на грани бреда, настоящая комедия в отличие от долгоиграющих "Солдат". Трое призывников - Штык, Бомба и Пуля вынуждены каждый по своим личным мотивам идти в армию, сталкиваясь при этом с нелегкой воинской службой, полной абсурдизма. Были и продолжения, который уже снимали другие режиссеры (по сценарию того же Охлобыстина), правда, их градус юмора тоже идет вниз.
В этом же,
2000 году, выходит продолжение "
Брат-2" Балабанова. Действие фильма на этот раз происходит в Москве и Америке. Ну и куда же без знаменитой русской мафии и "Салтыкова клёвая"? Саундтреком к этому фильму должны были стать (по аналогии с первым фильмом) песни "ДДТ", но Юрий Шевчук отказался.
2001 знаменуется тем, что российский кинематограф наконец-то начинает становиться на ноги - у него появляются деньги и вырастает новая плеяда актеров (хотя не забываем и про старую когорту). В этом году по сценарию Охлобыстина Роман Качанов снимает шедевральный "
Даун-Хаус" - свою версию "Идиота" в реалиях 90-х с Фёдором Бондарчуком в главной роли. И да, фраза «Сказочный до…б» это именно из этого фильма. А еще здесь есть Ежи Штур и Юозас Будрайтис. Получился, как и "Восемь с половиной долларов", клубный фильм с эстетикой "золотой" молодёжи.
В том же
2001 (Гера Кремов) Юрий Грымов после стильной экранизации в 1998 году классики - "Му-му" Тургенева с Александром Балуевым, решает бросить заниматься рекламой и всерьез взяться за большой кинематограф. На экраны выходит загадочный "
Коллекционер" с Алексеем Петренко в главной роли. Три друга попадают в дом некоего Коллекционера для составления каталога его коллекции, которая выходит за рамки простой обычности. Дэвиду Линчу большой привет.
И еще
2001. Первый и последний режиссерский дебют Сергея Бодрова-младшего - "
Сёстры". Фильм был снят в сотрудничестве и под пристальным взглядом отца. Криминальная драма о двух ненавидящих друг дружку сёстрах, вынужденных бежать и прятаться от бандитов, преследующих их из-за разборок с отцом. Сам Бодров тоже снялся в эпизодической роли. По стилистике фильм пересекается с дилогией "Братьев" (так эти три фильма по нашему ТВ и показывают). И именно с этой картины началась карьера Оксаны Акиньшиной. На тот момент ей было 15 лет.
Ссылка 18+Первая часть