Главными итогами введения нового Лесного кодекса РФ (федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ) стали:
1. Разрушение экономических основ лесного хозяйства (способности лесохозяйственных организаций содержать свой штат, обеспечивать выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе по борьбе с лесными пожарами и другими бедствиями, в основном за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности). Лесное хозяйство из более или менее самодостаточной отрасли народного хозяйства превратилось в дотационную отрасль, потребляющую огромные средства из бюджета, но при этом еще и совершенно неспособную обеспечить содержание лесов хоть в каком-то порядке. Количество людей, занятых в лесном хозяйстве, сократилось за время действия нового Лесного кодекса примерно вчетверо, что не только подорвало силы лесного хозяйства, но и усугубило нищету в лесных деревнях и поселках.
2. Окончательное уничтожение государственной лесной охраны. Формально лесная охрана была уничтожена еще федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ, лишившим лесников и других работников леса полномочий по охране лесов. Но фактически в 2005-2006 г.г. леса еще не были бесхозными и беспризорными: работники лесного хозяйства, хотя и лишенные почти всех былых полномочий, все еще осуществляли некоторый присмотр за лесами, обеспечивали их охрану хотя бы от пожаров и от некоторых видов лесонарушений. После введения нового Лесного кодекса большая часть работников леса просто лишилась работы, "хозяйствующие" структуры превратились в бесправных подрядчиков-временщиков, а главным смыслом существования "управляющих" структур стало поддержание отраслевого бумагооборота - и заниматься охраной лесов стало практически некому. За время действия нового Лесного кодекса количество людей, чьи должностные обязанности так или иначе были связаны с охраной лесов, сократилось примерно вшестеро, при этом резко упал уровень материально-технической обеспеченности лесной охраны (за исключением отдельных богатых регионов) и радикально вырос бумагооборот. Фактически основная часть лесов превратилась в беспризорную территорию, брошенную государством на произвол судьбы.
3. Значительное ускорение процессов распила лесных земель (изъятия лесных земель из государственной собственности и общего пользования граждан Российской Федерации с использованием пробелов и противоречий в лесном и смежном законодательстве). В Подмосковье, окрестностях других крупнейших городов страны и в целом в наиболее густонаселенных районах система управления лесами фактически уже выродилась, или быстро вырождается, в систему распоряжения землями из-под леса и предоставления этих земель под реализацию разнообразных проектов, с самим лесом практически никак не связанных. В 2010 году в Лесной кодекс были внесены поправки, запрещающие уменьшение площади лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, но в реальности эти запреты или не работают вовсе, или работают формально, не препятствуя распилу земель из-под леса (из-за правовой неопределенности понятия "лес" и по многим другим причинам). Распил земель из-под леса в городах и пригородных зонах стал одним из наиболее обычных нарушений конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Введение нового Лесного кодекса и проведение основанных на нем реформ привело и к другим неблагоприятным изменениям в системе управления лесами (разрушению централизованной системы авиационной охраны лесов - Авиалесоохраны, подавлению и вытеснению из леса малого бизнеса, упадку лесной науки и лесного образования, остановке ряда крупнейших инвестиционных проектов лесного сектора, и т.д.).
Наиболее заметным итогом лесных реформ последних двенадцати лет стали пожарные катастрофы 2010-2011 г.г., и катастрофическое начало пожароопасного сезона в лесах некоторых регионов в 2012 году. Пока недооцененной обществом остается массовая гибель еловых лесов Европейской России в результате вспышки численности короеда-типографа, на предпосылки к которой (повреждение лесов ураганными ветрами и ослабление засухой) и на начало которой ослабленное реформами лесное хозяйство не смогло должным образом отреагировать. Распил земель и его последствия пока также остаются недооцененными обществом (в основном благодаря тому, что между принятием "распильного" решения и фактическим изъятием лесного участка из общего пользования обычно проходит несколько лет), но и сам распил, и связанная с ним обеспокоенность граждан растут в последние годы лавинообразно.
Экономические итоги лесных реформ последних двенадцати лет также весьма плачевны. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на лесное хозяйство в 2011 году составили 44,57 млрд. рублей. Доходы консолидированного бюджета от использования лесов в 2011 году составили 21,21 млрд. рублей. Таким образом, даже с точки зрения наполнения бюджетной системы доходами от использования лесных ресурсов итоги лесных реформ последних двенадцати лет лучше всего характеризуются известной фразой В.С.Черномырдина - "хотели как лучше, а получилось - как всегда". Ну разве что некоторые сомнения вызывает первая часть этой фразы - насчет того, что хотели как лучше.
Что ждет леса и лесное хозяйство России в следующие шесть лет - в течение третьего президентского срока В.В.Путина?
В ближайшие годы все вышеперечисленные проблемы сохранятся, поскольку пока ни один из ключевых недостатков Лесного кодекса 2006 года и основанного на нем лесного законодательства, а также выстроенной в соответствии с этим кодексом и смежными законами системы государственного управления лесами, так и не был исправлен. Более того - концептуальные проблемы нового лесного законодательства, и даже сам факт того, что введение этого законодательства привело к хаосу и разрухе, не признаются, и вряд ли будет в обозримом будущем признан на официальном уровне. Изменения в лесное законодательство будут вноситься, и даже, возможно, отдельные второстепенные его недостатки будут исправляться - но это вряд ли сколько-нибудь существенным образом повлияет на общую ситуацию. История изменений Лесного кодекса и нормативно-правовых актов лесного хозяйства в последние годы это полностью подтверждает: в сам кодекс внесено уже 17 наборов поправок, подзаконные акты плодятся и меняются с небывалой ранее быстротой, но общее качество законодательства остается устойчиво низким, или даже продолжает снижаться. Представляется очевидным, что эта тенденция сохранится.
Надежды на то, что ситуация с лесным и близким к нему законодательством начнет меняться к лучшему со сменой руководства и состава профильного думского комитета, практически нет. Это также подтверждается практикой: на первый же важный и нужный законопроект, касающийся лесных вопросов (законопроект № 33443-6, внесенный Законодательным собранием Вологодской области и предусматривающий отмену лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров), Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии был дан отрицательный отзыв. Подписал этот отзыв, кстати говоря, первый заместитель председателя Комитета И.И.Никитчук, формально представляющий "оппозиционную" фракцию - КПРФ. Скорее всего, эта практика продолжится - законопроекты, идущие вразрез с "линией партии" и предусматривающие исправление концептуальных ошибок лесного и смежного законодательства, будут отклоняться, пока эти ошибки не будут официально признаны руководителем государства.
Ситуация с лесным и смежным законодательством, скорее всего, в ближайшие годы будет существенно ухудшаться. При развитии событий по худшему (пока наиболее вероятному) сценарию, уже в 2012 году могут быть приняты новые губительные для лесов и лесного хозяйства законы.