Зато имеет отношение к Северной Корее как к географическому месту рождения прадеда (справедливости ради стоит отметить, что на тот момент не существовало ни Северной ни Южной Корей, а была одна страна).
Написание хангылем 최 или ханча 崔 читается в самой Корее как "чвэ", а если учесть особенности фонетики и региональные особенности, то будет и придыхание, и "й" в конце. В итоге русифицированно принято это писать как Цой, Цхой или Цхай
Каждая корейская фамилия имеет свой пой (клан). Пой Виктора Цоя назывался Вончжу. В Корейской национальной библиотеке г. Сеула сохранилась родовая книга этого клана — «чокпо»
Прадед Виктора по корейской линии Цой Ён Нам (1893-1917) родился в Корее в небольшой рыбацкой деревне Сонджин на берегу Японского моря (ныне г. Сонджин переименован в Кимчак, находится на территории КНДР). В 14-летнем возрасте Цой Ён Нам перебрался в Россию, во Владивосток. Так что в 1905 году они с русским прадедом певца, воевавшим тогда в русско-японской войне, находились совсем недалеко друг от друга.
Согласно списку корейского населения Владивостока за 1913 год, Цой Ён Нам числится чернорабочим, по вероисповеданию - буддист, жил в Новокорейской слободке, в районе Первой Речки, по адресу: ул. Сеульская, д.13.
Во Владивостоке прадед рок-певца познакомился с Анной Васильевной Югай (1896-1985) – прабабушкой Виктора Цоя. Судя по фамилии, её предки тоже были выходцами из Кореи, притом это добавление "ай" - русско-казахское, больше нигде подобной традиции не сложилось. Вскоре они поженились. В семье родились двое детей. Одним из них был Цой Сын Дюн - дед Виктора Цоя.
Самая яркая личность в корейской ветви - дед певца Цой Сын Дюн (Максим Петрович) (1914-1985). Родился во Владивостоке, в 1934-1937 годах работал учителем владивостокской школы № 8. В 1936 году он женился на Ким Хе Ден (Надежде), а в 1937-м вместе с другими корейцами ДВК был депортирован в Казахстан – в г. Кзыл-Орда. В 1941 году окончил Кзыл-Ординский государственный педагогический институт. Был круглым отличником, спортсменом, комсомольцем. В 1938 году Цой Сын Дюна премировали поездкой в Москву и Ленинград в числе лучших студентов вуза.
После окончания института дед Виктора Цоя служил 15 лет в НКВД, офицером контрразведки до 1958 года. В совершенстве владел русским и корейским языками. Работа была связана с пленными японцами, которые тогда размещались в том числе в Казахстане. Позже перешел в МВД и закончил карьеру майором милиции. Дед с Витей виделся всего несколько раз в жизни. Отец Виктора сказал родителям о том, что женился, только после рождения сына: вероятно, опасался, что родня не одобрит брак с русской девушкой. Но все прошло хорошо.
Потом 13-летний Витя приехал к деду в Казахстан на юбилей. У корейцев в жизни три главных праздника: первый год после рождения ребенка, свадьба и 60-летие. Это был сбор корейской родни в расширенном составе.
Дед умер в 1985 году, когда Виктор уже начинал сочинять и петь. После смерти Максима Петровича его совсем старенькая мама Анна Васильевна отказалась принимать пищу и умерла от голода и тоски через 20 дней - есть такая драматическая история в семье Цоев.
После окончания войны Цой Сын Дюн был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне»
Корейская бабушка Виктора (супруга деда-контрразведчика) Ким Хе Ден (Надежда) (1917-2001) в молодости профессионально пела и выступала в Корейском хоре при радиовещании Приморского облрадиокомитета. До депортации 1937 года она в составе этого хора ездила в Москву записывать песни.
Корейская родня Цоя довольно многочисленна. Помимо отца Роберта Максимовича и сына Александра есть сводный брат Виктора Леонид (родился в браке Роберта Цоя с другой женщиной), шесть двоюродных братьев и сестер и девять племянников и племянниц.