Немного о Осуохай, если кому интересно

1.Традиция круговых обходов возникла в древнейшие времена и связана с процессом осмысления и освоения пространства. Многосоставность пространства обусловила возникновение ритуальных действий, осуществляемые с помощью мифологического мышления - операции членения (анализа) и соединения (синтеза). Особенно ярко операции разделения (членения, отгораживания) и соединения просматриваются в ритуале празднования Нового года. В основном годовом ритуале в сознании традиционной культуры происходит распадение старого мира - расчленение жертвы, понимаемый как образ этого мира; составление нового мира - собирание воедино частей тела расчлененной ранее жертвы. Древо мировое - символическое воплощение сакрального центра, имеющий как горизонтальную, так и вертикальную структуру, ориентирует направление ритуала.
Круговые обходы совершаются вокруг сакрального центра, откуда начинается рождение новогоднего мира, с целью установления непроницаемости «своего» «чистого» пространства от действий злых сил хаоса- «чужого» пространства.
Контакт с этим удаленным «чужим» миром сопровождается жертвоприношением. Жертва, будучи воплощением идеи целостности используется в качестве средства достижения этой целостности, но уже применительно ко всему миру. На уровне обрядовых действий это выглядит как отправление жертвы наверх (реже) вниз. При этом значение соединения верха и низа в контексте календарной обрядности приобретают круговые обходы, обычно трёхкратные и круговые танцы с трёхчастной структурой и композицией.
2. Становление круговой формы ритуального поведения проходит несколько этапов. Первый этап связан с обрядовой магией, обусловленной мифологическим мышлением. Для этого этапа характерны построения в круг, круговые обходы без обязательного сцепления рук. Следующий этап определяется возникновением солярного культа, во время которого появляются хороводные танцы в форме замкнутого круга.
Круговой танец развивался в зависимости от изменения человеческого сознания и художественных образов, которое оно создает в рамках ритуала. Процесс создания художественного образа божества и его действий в круговом хороводном танце прошел путь от яркого природного реализма до церемониального символизма.
Итак, в силу существования особого этапа в архаичном сознании, который характеризуется ритмомышлением, мысле-энергии первым объектом почитания для древнего человека становится животное и его дух-хозяин. Этот этап характеризуется появлением круговых танцев, где в качестве преследуемого животного выступает Солнце. Таким образом, в этот этап входят тотемические и охотничьи пляски. Следующий этап в архаичном сознании связан с появлением мысле-формы, образа, связанного с солярным зооморфным божеством. Постепенное осознание образа солярного божества в виде круга и стремление показать его движение приводит к появлению круговых коллективных танцев. Значение круга в качестве символа Солнца возрастает в ритуалах культа плодородия, всеобщего благополучия. Круг, как форма солнечного диска, наделяется магическим значением. Магическое значение получает и круговое движение в танце в форме замкнутого круга, так как оно воспроизводило круговое движение солнца - суточное и годовое. С дальнейшим развитием религиозных верований об антропоморфном облике главных божеств, представления о связи божества с животным на определенном этапе развития религиозных воззрений изменяются. Животное на этой стадии верований утрачивает значение божества, оно лишь посвящается духу или богу. Одновременно, с процессом антропоморфизации божества складывается новая форма культовых отправлений - шаманские мистерии. Ритуальное танцевальное действо в культах плодородия теряет значение прямого воздействия на божество Солнца. Появляется новый промежуточный объект воздействия на божество -священное животное. Воздействие на главное божество опосредовано через жертву. Появившиеся на этом этапе развития служители культа - шаманы и их помощники, получают право на роль медиаторов. Магическое воздействие осуществляется путем «превращения» человека в жертвенное животное. Отсюда следует, что в ритуальном круговом танце сохраняется подражательная лексика, но уже не в качестве подражания зооморфному божеству, а в качестве подражания священному животному. Вместе с тем, в отличие от тотемических подражательных плясок, в круговых хороводах в период мистерий большое значение приобретает образ-форма и имя-слово, которые приводят к символизации жертвы и, следовательно, исчезновению подражательной лексики в круговом танце. Итак, общими мифо-ритуальными основами круговых танцев у различных народов мира являются сходные мифологические представления: взгляд на образ солярного божества, как на небесное животное и ритуальное значение круговых обходов, как магического средства достижения «чужого» мира и ограждение «своего» от него.
3. Семантика круговых действий на Ысыахе, а именно круговых обходов сэргэ -Мирового дерева - сакрального центра освоенного пространства связана со всем семантическим полем ритуала вообще, а именно установление связи с «чужим» миром в целях достижения благополучия «своего». Горизонтальная структура Мирового дерева предполагает наличие и другой магической способности кружения - ограждение «своего» освоенного пространства от «чужого», где господствует Хаос. Благополучие достигается ограждением, очищением «своего» пространства от «чужого». У якутов очищение проводилось при помощи огня, дыма и кропления молочными продуктами. Кропление сочеталось с произведением круговых обходов. Произведение кругового обхода путем ритуального хождения - топтания вокруг сакрального центра освоенного пространства, воспринимаемым древними якутами, как «пуп Земли» и символизируемый Аал Кудук Мае, выполняет функцию очищения-ограждения этого пространства от скверны Хаоса, а также моделирования, создания нового чистого пространства. Замкнутый круг был древнейшим «оберегом» от злых сил и «гарантией» благополучного исхода обряда. Благополучие достигается, также, и посредством жертвоприношения. Вертикальная структура Мирового дерева, вокруг которого исполнялся круговой танец, предполагает, наличие и другой магической способности якутского осуохая - достижения удаленного «чужого» мира. Эта способность кругового обхода позволила получить широкое применение и особое значение в погребальном обряде многих народов мира, где основные функции обрядовых циклов погребально-поминального ритуала -достижение души загробного мира и ограждение живых от злых духов этого мира совпадают с основными ритуальными действиями (соединение и ограждение-очищение) на Ысыахе. При этом, трехкратное число обходов имеет сакральное значение соединения или перехода в другой космический локус.
Семантика ритуальных предметов-атрибутов хороводного танца - сэргэ ритуальный столб-коновязь), салама (ритуальные веревки), чэчир (ритуальные деревца) в качестве предметов ритуала горизонтального плана они имеют следующие значения: сэргэ - сакральный центр освоенного пространства, чэчир, воткнутый по кругу - ограда-преграда от злых духов, салама, навешанная на деревья по кругу - ограждение, тоже. Как предметы ритуала вертикального плана они имеют значения: ритуальная волосяная веревка - символ пути-дороги, по которой жертва поднимается (переходит) в мир богов, чэчир и сэргэ - мост, соединяющий космические локусы.
Мотив движения по дороге связан с маршевым характером хороводного танца, где особое значение имеет такое телодвижение как шаг, поступь, ступание -хамыы, уктэнии. Установлено обрядовое значение танцевального движения «таналай уктуу», как воспроизведение узора - нёба - небесной дороги по которому отправляется душа умерщвленного животного наверх, а сам танец «таналай уктуу», предположительно, имел круговую хороводную форму. Исходя из наличия 2-х функций кругового обхода - ограждения и соединения, возможно, в прошлом существовали два вида круговых танцев, где в одном не было цели освоения «чужого» пространства, следовательно и прыжковых движений, а в другом, наоборот использовались динамичные движения.
4. Возникновение якутского хороводного танца осуохай в форме замкнутого круга связано с почитанием солнца. Само солярное божество имело, по представлениям старинных якутов, образ небесного крылатого коня. Наличие зооморфного облика солнечного божества древних якутов и жертвенного животного в виде лошади было обусловлено древними скифо-иранскими влияниями.
Стремление показать движение Солнца-небесного коня привело к исполнению хороводного танца в форме замкнутого круга, где лексика танца имела, следовательно, подражательный характер. Проведенное исследование словесно-мифологического уровня новогоднего ритуала якутов (алгыс- песни благопожелания, хороводные песни) показало наличие в текстах песен слов-танцевальных терминов, связанных с движением мифической крылатой лошади (монен, тэбэн, котен, дьиэрэнкэйдэн).
Исследование якутских преданий о первом ысыахе, проведенном культурным героем, показало тесную связь хоровода с обрядом посвящения ытык (священной лошади) в целях получения небесной благодати. Вероятно, в этот момент происходило магическое воздействие на жертвенное животное с целью её передвижения по небесной дороге. Такое воздействие на жертвенное животное предполагает превращение в него. Внешним выражением такого рода превращения было первоначально воспроизведение подражательных движений. Движения хороводного танца во время обряда жертвоприношения ытыка (прыжки, синкопированные шаги) возможно имели подражательную основу.
Характер ритмических движений танцоров в круговом танце соответствует движению-хлыни священного животного-лошади солнечного божества, а кульминационные прыжки могли означать его полет, вознесение. Лексический анализ хороводных песени алгысов-благопожеланий показал наличие словтанцевальных терминов, связанных с движением лошади (мвнвн, тэпсэн, тэбэн, квтен, дьиэрэнкэйдээн, сиэлэн хаамыы, увтэн).
Формирование существующей в настоящее время танцевальной лексики хороводного кругового танца якутов происходило в зависимости от полистадиального развития религиозных представлений якутов об образе Солнца. Тотемический этап, когда Солнце олицетворяли с небесным животным, выражен в сохранении ритмических подражательных танцевальных движений, как способа превращения с целью магического воздействия на объект почитания-животное, а, также, соответствующей танцевальной терминологии. Следующий этап - зоолатриальный, где Солнце почитается, как божество с зооморфными чертами, выражается в хороводном танце в форме круга, символизирующем главное солнечное божество, в направлении хода в левую сторону, имеющего значение движения солнца по небосводу, в подражательных движениях. Шаманско-мистериальный этап, где Солнце почитается как антропоморфное божество, выражается в хороводном танце якутов в усилении песенного начала, как следствие процесса символизацией жертвы (от настоящего до символического и, наконец, заменяющегося на слово), а также отказе от реалистичных движений в пользу ассоциативных.
5. Магический смысл круговых движений в осуохае совпадает с значением круговых действий в шаманской индивидуальной пляске. Такие круговые обходы в шаманском камлании аналогичны круговым обходам, совершаемым во время ысыаха. Их содержание - очищение, ограждение места ритуального действия от действия злых духов. Примечательно, что один из заклинательных текстов шаманского камлания о произрастании трав полностью совпадает с словами хороводной песни осу охая.
Обратное ходу солнца направление круговых обходов в рассмотренных шаманских обрядах служит символическим действием закрытия дороги-доступа в средний мир злым духам, то есть выполняет очистительные функции, что сродни, на наш взгляд, аналогичному «против солнца» ходу в хороводных танцах.
В танцевальной лексике быстрой части якутского хоровода имеются высокие прыжки на обе ноги, аналогичные прыжкам в шаманской пляске. Семантический смысл их исполнения одинаков - взаимодействие с духами, проникновение в «чужой» мир. Из описаний видно, что, и в шаманской пляске, и в хороводном танце сходны движения корпуса, плеч. Сходство закреплено даже в едином термине-обозначении «мёнгсер». Возможно, лексика (движения корпуса) хороводного танца, возможно, имела тот же семантический смысл, что и лексика шаманской пляски (движения корпуса), а именно - имитация езды на коне. Обозначение подпрыгиваний, высоких прыжков в быстрой части якутского хоровода с отбрасыванием ноги от колена имеет связь с движением лошади. Аналогичное движение в шаманском камлании означает лягание лошади. Следовательно, можно предположить, что прыжковые движения в быстрой части якутского осуохая являлись когда-то подражанием движениям лошади.
Изображая побежку священного животного, шаман приводил свое тело в движение при помощи колебательных движений ног, как стоя на одном месте, так и двигаясь по кругу. А в круговых танцах, например, юкагиров, эвенков и эвенов присогнутое положение ног участников позволяет выполнять подражательные движения. Таким образом, основные движения (прыжок котуу) в хороводной пляске, также, как и в шаманской пляске являются выразительными средствами изображения ездовой хлыни мифологического летающего коня.
Наличие различных названий второй (танец шагом) и третьей части (танец прыками) якутского хоровода связано с усилением темпа, как и в шаманских плясках, в целях достижения экстатического состояния, присущих тотемическим пляскам древнейших времен.
Лексический анализ текстов шаманских заклинаний показал наличие общих слов-танцевальных терминов с осуохаем (мвнвн, тэпсэн, тэбэн, квтвн, дъиэрэнкэйдээн, сиэлэн хаамыы).
6. Движение «битии», как топтание на месте, относится к самому архаичному слою танцевальных движений и является основой всех последующих плясок, в том числе и хороводной. Переступания на месте с ноги на ногу в якутском языке обозначается как тэпсэннэ и применимы к движению лошади. Шаманы использовали для вхождения в транс пляску лошади. Отсюда, топтание, в силу своей несложности и однородности, может быть выразителем наивысшего восторга, экстатической кульминации массового пляс.
Пляска битиситов в шаманских обрядах и хороводный танец осуохай имеют общие мифологические основы, которые отражены в ритуальных действиях -подражании движению мифического небесного коня по небесной дороге.
Хоровое пение и пляска помощников-битиситов в шаманском обряде призваны магически воздействовать на божество с целью получения от него ценности. Аналогичную цель (воздействие на божество-жертвенное животное) преследует и исполнение хором хороводных песен заклинательного характера во время осуохая на ысыахе. Предположительно, в прошлом песню-зачин хороводного танца исполнял шаман-певец, а его помощники - битиситы, повторяя его песню и движения исполняли ритуальную пляску. Исполнители кругового танца - айыы дьокуолдъиттар, небесные сопровождающие.
Анализ пространственного оформления показал наличие определенного сходства оформления ритуального места исполнения пляски битиситов и кругового хороводного танца, которое выражено в использовании одинаковых ритуальных атрибутов: коновязи-сэргэ, чэчир, салама. Особенно интересно, что, как и во время первого ысыаха, проведенного культурным героем ритуальные действия проводятся внутри изгороди.
Во время шаманского обряда «Ытык дабатыы» исполнялся танец, возможно, хоровод, значение которого заключалась в помощи шаману поднять жертвенное животное. Исполнение его молодыми людьми, вероятно, это сохранившийся реликт тех времен, когда круговую пляску исполняли битиситы.
Битиситы в образе лошадей, помогая шаману в вознесении в верхний мир, показывали это восхождение при помощи создания цепочки- модели небесной дороги, которая в свою очередь моделировалась при помощи сцепления рук, веревки, просто построением в шеренгу, что характерно и для хороводного танца.
Анализ композиционного построения битиситов по данным архивных документов показывают наличие в действиях битиситов круговых мотивов, семантически близких по смыслу с круговым движением хороводного танца на ысыахе. В пляске битиситов, как и в хороводном танце осуохай, наблюдаются сцепления за руки, за пальцы, за локти.
Главный вывод исследования:
Семантика основных движений якутского хороводного танца обусловлена мифологическими представлениями древних якутов, связанными с традиционным скотоводческим типом хозяйства - о небесной дороге, соединяющей Небо и Землю, по которой спускалось солнечное божество в виде крылатого коня и ритуальным значением круговых действий на Ысыахе. Семантика основных движений (синкопированные шаги-приставки и прыжковые движения «кетуу») заключается в подражании ездовой хлыни жертвенного животного лошади «ытык», поднимающейся по небесной дороге.