Фильм "Снегирь", Бориса Хлебникова.
"Производственная драма о том, как двое парней из мореходки стажировались на рыболовецком сейнере.
Восемнадцатилетние салаги Никита и Максим идут стажерами на «Снегирь» — рыболовецкий траулер, на котором крутые мужики тралят рыбу, травят байки, записывают идиотские вирусные видео, пытаются заработать — в общем, бегут от самих себя.
Раздолбай Юрец (Тимофей Трибунцев), кок-доходяга в майке с пальмами (Сергей Наседкин), зануда Дед (последняя кинороль Евгения Сытого), боец за все хорошее отец Геннадий (Александр Робак), ушлый капитан (Анатолий Попов) — они команда, они знают, что кому простить, над кем поиздеваться. Законы мужского коллектива ясны, незыблемы, проверены годами. «Перчатки всегда надевать, рычаги жопой не задевайте»,— делится морской премудростью Юрец, наставляя молодежь. Молодежь не наставляется: Макс (Олег Савостюк, «Один маленький ночной секрет») еще, ладно, старательный, а вот Никитос (Макар Хлебников, «Пингвины моей мамы») со своей вечной улыбочкой совсем какой-то чужой. То в обморок падает, то морковку из супа вылавливает — не ест он ее. А то вообще рассказывает, что в мореходку случайно пошел, не по зову сердца.
Мы тут корячимся, а он, значит, не по зову.
Инициация двух салаг пойдет вразрез со всеми законами жанра, да и что это, собственно, за жанр? Роман воспитания? Да. Рычаги жопой не заденьте. История взросления? Безусловно, с одной поправкой: никто тут не повзрослеет, пока жив. Постареет, поглупеет, протрезвеет, научится не брать на себя ответственность, забьет на все, погеройствует, напьется — но не повзрослеет. Фильм-катастрофа? Да, во многих и многих смыслах: катастрофа — то, что происходит с салагами, когда они попадают в мир злых на самих себя взрослых, катастрофа — то, что происходит с траулером, когда идет десятибалльный шторм, катастрофа — то, что происходит после настоящей катастрофы.
И еще это редкого качества производственная драма. Хлебников умеет сделать производственную драму буквально из любого сюра — честную, подробную, смешную, трагическую. В его фильмах работа — единственное место, где человек может ощутить себя не полным и окончательным ничтожеством. Любая работа: самая безумная, как в «Сумасшедшей помощи», самая нужная, как в «Аритмии», самая неблагодарная, как в «Долгой счастливой жизни», самая завалящая, как в «Свободном плавании». Каторжная, как в «Снегире».
«Снегирь» — очень вольная экранизация романа Георгия Владимова «Три минуты молчания», вышедшего в начале застоя, в 1969 году, в «Новом мире» (критики вопрошали: разве они такие, мурманские рыбаки?). Повествование велось от первого лица, герой, уставший мужик двадцати с чем-то лет, ни себя найти не мог, ни со своими бабами определиться, а смысл жизни он и не искал уже. «Как бы это знать, я подумал, когда же он наступает, этот день, что вдруг видишь — все поздно, жизнь прозевал».
И лишь в шторм, спасая норвежских рыбаков, терпящих бедствие, герой забывал о том, что нет никакого смысла. А жизнь — есть. Только устроена она по-идиотски. «И я же все равно нигде покоя не найду: отчего мы все чужие друг другу, всегда враги? Кому-то же это, наверно, выгодно — а мы просто все слепые, не видим, куда катимся. Какие ж бедствия нам нужны, чтоб мы опомнились, свои своих узнали! А ведь мы хорошие люди, вот что надо понять; не хотелось бы думать, что мы — никакие. А возим на себе сволочей, а тех, кто нас глупее, слушаемся, как бараны, а друг друга мучаем зря...»"
тамФрагмент фильма:
***********************************
Про пену, просто диву даёшься, этому ролику сто лет обид, даже по телевизору было про это быдло.
Но кто то всё равно ещё умиляется.
16.05.2022