Если точнее, то тут цифровой орган
Трубы там есть, самые настоящие. И воздух через них точно так же идет
Постамент связан с трубами оптоволоконным кабелем, клапана не механические, а электронные. Нажал клавишу - клапан открылся, просто не сразу над тобой, а где то там
У такого органа куча своих +: весь постамент с мануалами спокойно катается на колесиках, его можно убрать в любой момент со сцены
Он программируется, в отличии от чисто механического
Если посмотреть в видео, то под клавиатурами(мануалами) видны кнопки. Они нужны. чтобы в процессе игры подключать или отключать нужные ряды труб(регистры), создавая динамику произведения. Просто так на клавишах у органа динамики нет, там хоть молотком стучи по ним - громче не станет. Органист в процессе их нажимает, подключается нужный ряд труб, звук становится другим
такие же кнопки справа и слева над педальной клавиатурой - ногами просто нажимаются, что удобне в данный момент или как настроено изначально у механических
Так же видно, как выезжают или прячутся обратно штоки регистров справа и слева от клавиатур. Можно их вручную выдвинуть или задвигать, просто это не удобно прямо во время исполнения, надо останавливаться. А так они служат скорее визуальным ориентиром на то, какие конкретно ряды труб включены прямо сейчас нажатием каждой конкретной кнопки
В механических органах эти штоки открывают клапана к конкретным регистрам: нажал кнопку - воздух идет от этой клавиши в конкретно эти трубы
В цифровых - это просто традиционное исполнение
Цифровой орган при том же звучании намного гибче и удобнее в настройках. К тому же у чисто механических органов, при всей их ламповости, к каждой клавиатуре можно чисто физически подключить ограниченное число рядов труб, и между собой клавиатуры тоже подключаются(все видели, как играют на одной, а нажимаются клавиши на других клавиатурах) тоже в определенном порядке. механика-с, там нереально сделать, чтобы все и везде со всем сразу взаимодействовало
Кучу клавиатур не просто так городили. А просто потому, что хотели дать больше возможностей звучанию, только так сказать, "слоты" заканчивались
В цифровом- сколько хочешь и как хочешь, в любом количестве к каждой клавиатуре регистры включай и комбинируй их в любом порядке. Трубы закончатся раньше, чем возможности комбинировать
В чисто механическом, который имеется ввиду, церковном органе - уже все сделано, как подразумевалось, там есть своя последовательность: тихо-громко-еще громче-совсем громко, как развивается динамика мелодии. Описание очень условное
Перенастроить это нельзя. Или можно, но очень небыстрый процесс.
+ у старых органов или не сильно больших и дорогих - нет этих кнопок под клавиатурами, по этому рядом с органистом стоит еще один человек и вручную все штоки выдвигает или задвигает там, где надо по исполнению.
Еще регистры иногда по свидетельствам органистов умеют не включаться при нажатии кнопок. Бывают такие конфузы с механикой: должен грянуть полный хор, а вместо этого - штоки не вылезли и та же спокойная линия продолжается
Церковные оригинальные органы разве что в Костелах и остались. И то, не во всех. В филармониях и прочих концертных залах - цифровые
есть еще гибридные: когда к механически органам приделывают электронные клапана и доставляют ряды труб, подключая их к клавиатурам не напрямую механикой, а электронными контактами.
+ меха никто не раздувает, там компрессоры давно уже стоят везде
Это очень быстрое и приблизительное описание. Там столько нюансов и мелочей, что не одну книгу можно написать, что почему и зачем
Орган - огромный. Гигантский скорее, таскать его с собой не получится, перевозить - целая спец-операция нужна
А органистам как то играть надо, но каждый орган - неповторим. Это как на машинах разных ездить: у одной педали наоборот, у другой рычаг кпп под левую руку при правом руле, и тд и тп.
Теперь же все упростилось с цифровизацией. Как тебе удобно - так и настраивай.
Это сообщение отредактировал DUnlim - 28.11.2025 - 16:48