Или в ТМ, или в ЮТ что-то было про проект самолёта, который мог нырять под воду.
Вот что нашёл в сети:
"ВикиЧтение
Поиск
Содержание
100 великих достижений в мире техники
Зигуненко Станислав Николаевич
Летающие подлодки, ныряющие самолеты
Летающие подлодки, ныряющие самолеты
Работа над этим полуфантастическим проектом ведется уже около 100 лет. За это время предлагались различные конструкции, но сама идея оставалась неизменной – инженеры хотели создать техническое чудо – аппарат, который бы одинаково хорошо чувствовал себя как в воздухе, так и под водой.
Давняя история. Еще Жюль Верн в своем «Робуре-завоевателе» описал комбинированное транспортное средство, которое могло с одинаковым успехом передвигаться по суше, воздуху, воде и под водой. С той поры прошло немало времени, но мечта эта так и не осуществлена в полной мере. Но это вовсе не значит, что таких попыток вовсе не предпринималось. Кое-чего, хотя бы частично, инженерам добиться все же удалось.
Так, еще в 1916 году известный немецкий авиаконструктор Э. Хейнкель спроектировал и построил маленький биплан W-200 с мотором в 80 лошадиных сил, который мог быстро разбираться и укрываться в специальном ангаре на борту подводной лодки.
Испытания показали, что это была еще далеко не та машина, о которой мечтали морские и воздушные асы. Скорость самолета составляла всего лишь 120 км/ч, радиус полета – не более 40 км. Кроме того, вскоре Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, было запрещено иметь совершенную военную технику.
Тогда на сцену выступили американцы. Они заказали оказавшемуся не у дел Хейнкелю два небольших самолета V-1, весившие всего 525 кг каждый. Они были настолько компактны, что их при желании можно было хранить даже внутри подлодки.
Интерес к подобным машинам стали проявлять также в Англии, Италии, Франции, Японии… Весть об оригинальных работах дошла и до нас.

Инженеры хотят создать техническое чудо – аппарат, который бы одинаково хорошо чувствовал себя как в воздухе, так и под водой
В начале 30-х годов XX века известный конструктор «летающих лодок» И. Четвериков предложил свой вариант самолета для подводных лодок. Конструкция понравилась морякам, и в 1933 году они приступили к постройке сразу двух машин нового типа. Год спустя одна из них была отправлена в Севастополь для испытаний. Летчик А. Кржижевский совершил несколько полетов, показавших, что машина хорошо держится и в воздухе, и на воде. Пилот даже установил на этой машине рекорд мира на дистанции 100 км. В 1937 году он развил скорость 170,2 км/ч. Однако специалисты все-таки посчитали машину непригодной для использования в военно-морских силах СССР. Возможно, потому, что в обстановке строжайшей секретности в стране велись работы по созданию «летающей подлодки».
Проект Ушакова. Дело в том, что еще в 1934 году курсант Высшего морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского Борис Петрович Ушаков представил проект такого аппарата в качестве курсового задания. Идея заинтересовала руководство училища, и Ушакову было рекомендовано доработать схему подлодки. В 1935 году он получил три авторских свидетельства на различные узлы своей конструкции, а в апреле 1936 года проект, получивший гриф «секретно», был отправлен на рассмотрение Научно-исследовательского военного комитета (НИВК, позже – ЦНИИВК) и одновременно в Военно-морскую академию вместе с положительным отзывом о работе, подготовленным капитаном 1-го ранга А.П. Суриным.
В 1937 году проект был завизирован профессором НИВК, начальником кафедры тактики боевых средств Л.Е. Гончаровым: «Разработку проекта желательно продолжить, чтобы выявить реальность его осуществления», – написал профессор. С ним был солидарен и начальник НИВКа военным инженером 1-го ранга К.Л. Григайтис.
Самолет-подлодка, над проектом которого продолжал работу уже сотрудник отдела «В» НИВКа, воентехник 1-го ранга Б. Ушаков, постепенно приобрел окончательный вид. Внешне аппарат больше напоминал самолет, чем субмарину. Цельнометаллическая машина весом в 15 т с экипажем из 3 человек теоретически должна была летать со скоростью до 200 км/ч и иметь дальность полета в 800 км. Скорость под водой – 3–4 узла, глубина погружения – 45 м, дальность плавания под водой – 5–6 км.
В движение самолет должен был приводиться тремя 1000-сильными моторами АМ-34 конструкции Александра Микулина. Нагнетатели позволяли двигателям осуществлять кратковременное форсирование с увеличением мощности до 1200 лошадиных сил.
Внутри самолет, подобно настоящей подлодке, имел 6 герметичных отсеков: три для двигателей, один жилой, один для аккумуляторной батареи и один – для гребного электродвигателя мощностью 10 лошадиных сил. Жилой отсек не являлся кабиной пилота, а использовался только для подводного плавания. Кабину пилота во время погружения затапливало, как и еще целый ряд негерметичных отсеков. Это позволяло сделать часть фюзеляжа из легких материалов, не рассчитанных на высокое давление. Крылья тоже полностью заполнялись водой для выравнивания внутреннего и наружного давления.
Системы подачи топлива и масла отключались незадолго до погружения. При этом трубопроводы герметизировались. Погружение происходило в четыре этапа: сначала задраивались отсеки двигателей, потом отсеки радиатора и аккумуляторной батареи, затем управление переключалось на подводное, наконец, экипаж переходил в герметичный отсек. Самолет был вооружен двумя 18-дюймовыми торпедами и двумя пулеметами.
Обнаружив в полете корабль противника и определив его курс, летающая подлодка должна была скрытно сесть на воду за горизонтом и уйти в глубину. При появлении корабля на расчетной дистанции производился торпедный залп. Если же противник менял курс, «ныряющий самолет» всплывал, вновь отыскивал цель в полете, и маневр продолжался. Для большей эффективности боевой работы предполагалось использовать звено из 3 подобных машин, чтобы можно было обложить противника, до минимума снижая возможность его маневра.
Работы над проектом продолжались до начала 1938 года, после чего он был сдан в секретный архив. Громоздкость конструкции, малая скорость под водой, сложная и длительная процедура погружения – все это делало проект малореальным. Между тем надвигавшаяся война требовала сосредоточения сил и средств на других, более актуальных разработках…"
Там и про другие зарубежные проекты есть.
Размещено через приложение ЯПлакалъ