Это обычные хайпожоры, двигающиеся на националистической волне. При этом очень явно и очень смешно копирующие дагестанцев и не оставляющие попыток внести что-то наподобие шариата с якутским колоритом. Посмотрите на цепочки и обувь. Выросли не без помощи бывшей мэрши Якутска.
Вот, например, что пишут о них в местных СМИ.
Участники движения «Үс Түмсүү» называют себя патриотами, говорят, что силовикам удобно считать их националистами. Они проводят воскресные молитвы в Доме Арчы и общественные рейды. О том, зачем они это делают, чего хотят добиться, есть ли аналогичные организации в других национальных республиках, может ли «Үс Түмсүү» объединить сотни тысяч якутян, — в материале «ЭС».
Каждое воскресенье в полдень в Доме Арчы проводится обряд благословения. Из-за пандемии воскресная молитва сейчас проходит на улице. Пришедшие встают лицом к востоку и зачитывают хором алгыс. Мы насчитали около 30 человек. Видимо, это самые активные участники «Үс Түмсүү», которые не пропускают обряд, даже несмотря на январские морозы.
Организация известна тем, что проводит в качестве общественников рейды. Прошлым летом «Үс Түмсүү» проверяла на наличие масок и соблюдение противоковидного режима овощные ларьки на улице Труда Якутска. В январе 2019 года организация наведалась в столичные развлекательные заведения и проводила профбеседы с девушками, которые были замечены в компании приезжих. Об этом стало известно из аудиосообщения, пересылаемого по WhatsApp, в котором легко угадывался голос Макарова. Сейчас он говорит, что это были рейды против распространения в городе насвая.
«Я не против межнациональных браков. Когда люди любят друг друга, что может быть в этом плохого? Когда создаются семьи, рождаются дети, что мы можем сказать против? Кто так говорит? Прекращайте, друзья, свои домыслы. Быть такого не может», — возмущается Макаров.
Он уверен, что в традициях саха проводить мужские осуохаи. Якутская женщина испокон веков не вмешивалась в мужские дела, ее предназначение — рожать детей, оберегать домашний очаг, быть тылом своему мужчине, говорит Макаров. «Раньше женщины рожали 16 детей, ходили за 16-ю коровами. Всех детей поднимали на ноги, растили здоровыми и закаленными. Авторитет мужа и отца был непререкаем. Женщины не пытались соперничать с мужчинами. Мужчина — добытчик, главный человек в семье. Сейчас нас, таких мужчин, тоже много», — считает лидер «Үс Түмсүү».
Он сетует, что современные мужчины обмельчали.