Подвиги КубатиПервые два года ВОВ Кубати воевал на истребителе И-16. Уникальный случай! Дело в том, что к 1943 г., созданный в 1933 г. И-16, морально устарел и лишь опытные летчики могли на нем противостоять Ме-109 и ФВ-190. Именно таким асом и был Карданов-старший, он совершил на "ишаке" более 550 боевых вылетов, из них 170 на штурмовку. Кубати уничтожил 141 грузовик, 2 танка, 20 орудий, много другой техники, ликвидировал и ранил 645 фрицев. Также ас сбил 7 самолетов фашистов лично и еще 12 в группе, 2 сжег на аэродромах.
В 1941 и 1942 годах кабардинец считался одним из самых результативных летчиков РККА. В 1942 г. он был награжден двумя орденами Ленина, в августе 1943 г. стал Героем СССР. Замкомэска Карданов постоянно экспериментировал, и разработал новую тактику боя – эшелонирование самолетов в борьбе за высоту. Они группами по очереди атаковали самолеты немцев с разных высот, чтобы те непрерывно находились под ударом. В одном бою летом 1942 г. с помощью такой тактики наша эскадрилья сбила сразу 11 "мессеров".
Лишь весной 1943 г. капитан Карданов пересел на Лагг-3 и взял позывной "Кабарда". Больше всего его радовало наличие рации, ведь на И-16 она отсутствовала. Шла битва в небе над Кубанью. 28 мая Кубати взлетел во главе шестерки ЛаГГ-3 с заданием не допустить вражеские бомбардировщики до цели. Вскоре он увидел в небе 50 "Ю-87", их прикрывали 6 "фоккеров" и 14 "мессеров" – 70 против 6!
Немецкие истребители атаковали наших пилотов. Те, в свою очередь, решили прорваться к "юнкерсам". Молодые летчики Резник и Харченко увлеклись, оторвались от группы и были сбиты. Остальные ЛаГГ-3 держались двумя эшелонами группой. Фрицы не могли подступиться к ним, при этом они мешали друг другу. "Лагги" врезались в строй "Ю-87" и тот распался. По итогам боя было сбито 4 "юнкерса" и "мессер". При этом немцы сбросили бомбы куда попало.
В сентябре 1943 г. вышел журнал "Огонек" с фотографией Кубати на обложке, а уже в ноябре асу перебило руку в бою. К счастью, он чудом сумел посадить самолет и потерял сознание. Ровно год лётчик провел в госпиталях, а врачи хотели ампутировать руку.
Но майор сумел вернуться в свою часть, был назначен на должность штурмана полка и продолжил летать на Ла-5. Всего на его счету 670 боевых вылетов, 700 уничтоженных и раненых фашистов. А вот число сбитых им самолетов не изменилось. После ВОВ Кубати Локманович окончил Академию Генштаба. В отставку генерал вышел в 1975 г.
Одномоторный истребитель-моноплан ЛаГГ-3.