К середине марта 1942-го U-459 признали годной для эксплуатации в боевых условиях, и 21 марта она отправилась в первый поход в Атлантику. Но, если экипаж «коровы» к этой миссии был подготовлен сносно, то того же нельзя было сказать о командах лодок, которые предстояло заправлять. Поэтому на следующий день после отплытия U-459 Дениц передал всем командирам флотилий указания по заправке топливом в море, чтобы те проинструктировали свои экипажи о правилах этой процедуры.
Дебют U-459 состоялся 19 апреля 1942 года – южнее Ньюфаундленда ею была заправлена подлодка U-108. Но первый блин чуть не вышел комом из-за бурного моря и неподготовленности экипажа U-108. Затем к «корове» устремились другие лодки, нуждавшиеся в провизии и топливе. Правда, как писал командир U-459, их снабжение было нелегким процессом, поскольку лишь пять из них успели получить инструкцию Деница.
Всего же в этом походе U-459 снабдила топливом и провизией 15 субмарин. Приятным сюрпризом для моряков с заправляющихся лодок стало получение свежего хлеба – за время похода электропечь «коровы» испекла 800 буханок.
15 мая Виламовиц-Мёллендорф привел свою лодку во Францию. После этого он написал подробный отчет Деницу, указав на массу трудностей и недоработок в процессе снабжения в море. Несмотря на это, командующий подплавом очень высоко оценил эффект от похода U-459, так как заправка в море увеличила радиус действия лодок VII серии.
Благодаря «корове» те впервые смогли действовать у Флориды и в Карибском море, где нанесли серьезный ущерб судоходству союзников. А опыт, полученный в первом походе U-459, по мнению Деница, пригодился бы для других подводных танкеров, а также их «клиентов».
Эффект снабженияВсего Германией было построено десять «дойных коров», семь из которых обеспечивали снабжение подлодок в Атлантике. В 1942–43 годах ими было проведено более 400 заправок топливом и передач продовольствия боевым субмаринам.
Благодаря этому потенциал последних существенно вырос. В 1942-м «серые волки» провели ряд успешных операций в Карибском бассейне, у побережья Бразилии, в Гвинейском заливе и даже у Кейптауна. А в первой половине 1943-го подводные танкеры поддерживали «волчьи стаи» в сражениях с конвоями в Северной Атлантике.
В этот период союзники несли большие потери: свыше тысячи судов почти на 5,5 млн брт. Вклад U-459 во все это был весом: в четырех походах она произвела снабжение 72 субмарин. «Неистовый Мориц»» мог даже претендовать на награждение Рыцарским крестом.
Обычно этот орден получал командир лодки, потопивший 100 тыс. брт, но было решено, что командир подводного танкера имеет право на процент от всего вражеского тоннажа, потопленного подлодками, которые он снабдил.
Понимая, какую роль в успехах немецкого подплава играют субмарины XIV серии, союзники старались их уничтожить. Но в 1942-м им удалось потопить лишь один подводный танкер – U-464. Даже в «черный май» 1943-го, когда Германия потеряла 40 лодок, среди них оказалась лишь одна XIV серии. Но уже в июле, когда авиация ПЛО союзников наносила удары по «серым волкам» в Бискайском заливе, ей удалось потопить сразу три «коровы», включая U-459.
Конец U-45930 мая при возвращении U-459 на базу ее поочередно атаковали два британских самолета. Но крайне неудачно: лодка не пострадала, зато сумела один самолет сбить, а второй повредить зенитным огнем.
После прихода в Бордо ее вооружение усилили, доведя число зениток до шести. Один из коллег Виламовиц-Мёллендорфа пошутил: «В предыдущем походе у вас была одна зенитка, и вы сбили один самолет. Теперь у вас есть еще пять стволов, выйдите и сбейте шесть самолетов».
Покинув Бордо 22 июля, через два дня U-459 была атакована британским «Веллингтоном». Снизившись до 30 м бомбардировщик шел прямо на лодку. Ее зенитчики стреляли в него практически в упор, вероятно, убив пилотов, потому что самолет не свернул, а врезался в лодку.
Из шести человек экипажа «Веллингтона» выжил лишь задний стрелок, сержант Артур Тернер: при ударе его выбросило из самолета в воду, где ему посчастливилось найти надутую резиновую лодку.