3DO - история несбывшихся надежд

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
kreig81
2.11.2023 - 13:35
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
169
Взято тут (автор: Дмитрий Семенидо)

Дорогие игровые системы занимают в ретро-гейминге особенное место. Казалось бы, основа всего, что имеет приставку «ретро» - ностальгия. Мы делаем то, что делали в детстве, чтобы ещё раз пережить яркие позитивные эмоции, дефицит которых ощущаем во взрослой жизни. Поэтому такие системы, как NES (или, если угодно, Dendy), Sega Mega Drive и Sony PlayStation всегда будут вне конкуренции. Но с другой стороны, возможности современного ретро-гейминга больше не ограничены ни ценой, ни «железным занавесом», и рано или поздно, хочется прикоснуться к тем ошеломляюще-крутым играм, о которых в 90-е мы не могли даже мечтать. Одной из таких систем была 3DO. На старте своих продаж она стоила целых $599*. Не только для российских, для большинства зарубежных геймеров она была несбыточной мечтой — слишком дорогой, чтобы быть правдой. Сегодня мы познакомимся с ней поближе!

*с поправкой на инфляцию, по ценам 2023 года это $1210

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:36
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
1993 год

Большинству российских геймеров 1993-й прежде всего помнится засильем компьютеров ZX Spectrum (вернее их отечественных клонов разной степени несовместимости). В то лето их кассетами были просто забиты уличные ларьки! У редких немногочисленных счастливчиков были и полноценные компьютеры. Небольшой процент также составляли владельцы давно забытой приставки Rambo - клона Atari 2600, а в игровых клубах можно было за деньги поиграть на Amiga 500 или Atari ST. К концу года на ТВ появится реклама Dendy…

ZX Spectrum - самая популярная игровая система в России в 1993-м году!

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:37
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Но за океаном эра NES уже несколько лет как миновала. На телевидении и в игровых журналах там шли «консольные войны» между Sega Genesis и Super Nintendo. «Сега делала то, что не делала Нинтендо»*, правда, отставала по продажам.

Тем временем, в офисах японских фирм кипела работа над новыми, 32-битными системами, которые должны были вытеснить прежних лидеров с игрового Олимпа!

** Популярный слоган того времени «Sega does what Nintendon’t»

5 поколение

Строго говоря, первой 32-битной приставкой была FM Towns Marty от Fujitsu, но она продавалась только в Японии, стоила дорого и потому мало кому запомнилась.

Второй была Amiga CD32, представлявшая собой полноценный компьютер Amiga 1200 в корпусе приставки. Однако её судьба была ещё более драматичной — федеральный суд США запретил её ввоз в Америку. Затратив колоссальные средства на разработку, компания Commodore обанкротилась, и система не «выстрелила».

Amiga CD32 - компьютер в корпусе консоли!

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:38
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Поэтому официальный отсчёт «пятого поколения» на Западе ведётся с октября 93-го, когда в продаже появилась консоль 3DO. Правильнее всего о ней говорить, как о первой 32-разрядной консоли, которая достигла рынка.

The 3DO Company

Хотя, консоль выпускало несколько фирм, у большинства она ассоциируется с японской компанией Panasonic, выпустившей самый первый и самый известный вариант FZ-1. Однако не Panasonic был разработчиком 3DO!

Каноничный дизайн самой первой модели 3DO FZ-1 от Panasonic

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:39
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
История системы началась в далёком 1989-м, когда сидя в ресторане, два инженера Дэйв Нидл и Роберт Дж. Микал, дизайнеры Amiga и Atari Lynx из New Technologies Group, набросали на салфетке концепт «игровой системы будущего». С ним познакомился их давний друг Трип Хокинс — основатель знаменитой компании Electronic Arts, у которого тоже были богатые творческие планы.

Цитата
«Вместо того, чтобы создавать совершенно новую команду и начинать всё с нуля, гораздо лучше было… объединить силы с ними и придать тому, что они делали, форму того, что я хотел видеть».
(Трип Хокинс)

12 сентября 1991-го Трип Хокинс основал компанию 3DO, целью которой было создание не просто очередной игровой приставки, а нового стандарта развлечений на основе компакт-дисков. Хокинс верил, что система 3DO может стать всеобщим игровым форматом, подобно тому как VHS стал стандартом в мире видео.

Трип Хокинс представляет 3DO

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:39
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Действительно, каким динамичным стало бы развитие игрового рынка, если бы производителям больше не нужно было тратиться на разработку новых систем, и все свои силы они могли бы бросить на создание новых игр!

По задумке Хокинса, игровые приставки и видеоигры должны были создавать сторонние фирмы, а компания 3DO, как автор концепта, получать проценты от продажи каждой консоли и игры.

Чтобы сделать условия максимально привлекательными, ставка была необыкновенно низкой — всего $3 за игру, что было смешным по сравнению с высокими процентами, выплачиваемыми издателями Nintendo и Sega при выпуске игр для их систем.

Таким образом, первоначально 3DO была даже не консолью, а набором спецификаций, разработанных Нидлом и Микалом, которые могли быть лицензированы всем желающим.

С этой идеей компания 3DO обратилась почти ко всем известным производителям электроники, однако главной её целью были Sony и Panasonic — самые крупные монстры в мире домашней техники!

Решение было действительно интересным, учитывая, что ничего более крутого, чем 3DO, на рынке пока не было. Консоль Atari Jaguar воспринималась Хокинсом как «примитивная» система, «немногим лучшая, чем 16-разрядная», а Philips CD-i он считал «сильно устаревшим по сегодняшним стандартам».

Но Sony была уже занята разработкой собственной консоли PlayStation и потому от проекта отказалась. По словам бывшего генерального директора Sega Тома Калинске, его компания вела с 3DO «очень серьезные переговоры», однако и Sega не решилась за него взяться. Тем не менее, Хокинсу всё же удалось заинтересовать Pansonic, Goldstar, Sanyo, Samsung, Toshiba, и AT&T.

Интерактивный плеер

Сегодня редко кто вспоминает, что полное название консоли было «Интерактивный Плеер 3DO». Дело в том, что помимо игровых дисков, система могла воспроизводить форматы Audio CD, Photo CD и Video CD (со специальной картой) и одновременно служить музыкальным центром и видеоплеером!

Просмотр фильма на консоли 3DO с диска Video CD

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:40
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Хотя стерео-телевизоры тогда ещё были редкостью, звук на выходе консоли был в стерео-формате! Также, сильно опережая своё время, консоль полностью поддерживала объемный звук Dolby!

Ещё одной новацией 3DO был первый в мире световой синтезатор, который при проигрывании музыки создавал на экране телевизора завораживающие цветные узоры!

Демонстрация работы "визуализатора"

 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:41
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Система продвигалась не как игровая консоль, но как аудиовизуальное устройство. Впрочем, несмотря на красивое маркетинговое название, 3DO не баловала пользователей каким-то неигровым контентом. В отличие от таких систем, как Commodore CDTV и Philips CD-i, создатели которых изо всех сил пытались уйти от ярлыка «игровой приставки», выпуская интерактивные энциклопедии и прикладные программы, 3DO была целиком и полностью заточена под игры!

Интерактивное телевидение

Поддержка консолью формата HDTV давала потенциальную возможность использовать 3DO как телевизионную приставку. Кабельные компании могли с её помощью создавать «интерактивные сети клиент-сервер». Осенью 94-го года пробная версия интерактивной сети была анонсирована в сотрудничестве с US West в Омахе, штат Небраска.
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:41
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Техническая реализация

В дизайне консоли 3DO было много такого, что отличало её от всех остальных. Сегодня мы попробуем разобраться в том, как она работала и, конечно же, заглянем внутрь!

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:42
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Дизайн

Для начала 90-х дизайн оригинальной 3DO, несомненно, выглядел очень стильно и представлял собой разумный компромисс между игровой приставкой и бытовой аппаратурой. Если Philips и Commodore постарались придать своим медиацентрам облик CD-плеера или видеомагнитофона, то дизайнеры Panasonic смогли избежать такого соблазна.

Дизайн консоли 3DO - необходимый балланс между CD-плеером и игровой консолью

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:42
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Отдельно стоит отметить выезжающий лоток для CD! В наши дни уже трудно осознать те восторг и трепет, которые он пробуждал, ведь до этого их видели только счастливые обладатели дорогих CD-плееров и персональных компьютеров.

Выезжающий лоток для дисков в начале 90-х вызывал настоящий вау-эффект!

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:43
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Впрочем, он получился очень ненадёжным (шлейфы довольно быстро изнашивались) и в последующих моделях от него отказались.

Контроллеры

Стандартные контроллеры 3DO были трёхкнопочными, что немедленно отсылает к Sega Mega Drive.

Стандартный контроллер от Panasonic

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:43
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Но при этом у них были 2 дополнительные кнопки (так называемые «shift buttons»), расположенные под указательными пальцами игрока, как у контроллеров SNES. Такое ощущение, что создатели 3DO стремились заимствовать у всех всё лучшее!

«Shift buttons» на боковой поверхности контроллера. Порт расширения закрыт заглушкой

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:44
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Впрочем, большинство игр использовало только две игровые кнопки.

Разработчики попытались объединить в контроллерах сразу несколько функций. К примеру, вместо стандартных кнопок sеlесt и START у них были STOP, PLAY и PAUSE, что давало возможность управлять просмотром или прослушиванием дисков.

Наличие гнезда для наушников и регулятора громкости на игровых контроллерах также было очень необычно.

Подключать наушники прямо к контроллеру - что может быть удобнее?

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:44
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Разумеется, 3DO была не первой консолью с гнездом наушников (оно было и у Sega Mega Drive, например), но там оно размещалось на корпусе консоли, что требовало довольно длинного кабеля. А до контроллера дотягивались любые наушники!

В системе был только один порт контроллера, второй контроллер вставлялся в первый. Это было немного странно, но зато по цепочке можно было соединить до 8 игроков!

Соединение контроллеров по цепочке

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:45
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Порты и гнезда

С задней стороны размещались слот расширения («Expansion»), а также RF-выход для подключения к телевизору через антенное гнездо, причём специальным переключателем можно было выбрать частоту канала. Далее следовали стандартные S-Video-выход и композитные выходы аудио и видео.

Консоль 3DO: вид сзади

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:45
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
У японских моделей есть также переключатель режима 480p/240p. По умолчанию приставка работает в режиме 480p, что кажется разумным.

Переключатель режима

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:46
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Однако «высокое» для того времени разрешение 640x480 достигалось чересстрочной развёрткой (или, если угодно, интерлейсом). На самом деле, это растянутое изображение 320x240. При его просмотре глаза довольно быстро устают от неприятного мерцания. Переключение в режим 240p, как это ни странно, делает изображение более гладким и приятным. Растянуть уменьшенное изображение можно в настройках телевизора.

Качество CD

В наши дни CD, DVD и Blu-ray диски — основной носитель видеоигр, однако начало 90-х всё ещё было эпохой картриджей. В своё время компаниям Sega и Atari пришлось выпустить специальные дополнения для консолей Mega Drive и Jaguar, обеспечивавшие поддержку CD. А Nintendo и вовсе вплоть до начала нулевых оставалась верна картриджам.

Диски с играми 3DO

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:46
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
3DO стала первой игровой консолью, где игры были только на CD! Это открывало разработчикам огромные возможности для хранения данных — изображений, программ, аудио-треков и видеороликов.

Качество звука с CD позволяет ощутить игра «Super Street Fighter II Turbo», отличавшаяся от аркадной версии 1991-го года, где звук был полностью MIDI-шным, полноценными аудио-треками, записанными на диск в красивой и современной аранжировке!



Трек "СССР", посвящённый поединку с Зангиевым
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:47
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Правда, из-за того, что система вышла слишком рано, технология записи дисков 3DO не соответствовала более поздним Sega Saturn и Sony PlayStation.

Также в 3DO отсутствовала региональная блокировка, что означало, что практически любой диск из любого региона можно было воспроизвести на любой 3DO — хоть в Америке, хоть в Японии, хоть в Европе. Как позднее выяснилось, она поддерживала и «болванки» CD-R.

Карты памяти

Для сохранения результатов игр была предусмотрена карта памяти 32 Кб. Позднее память стала встроенной. Разумеется, для взыскательных геймеров данный объём был слишком мал. Специально для них выпускались модули расширения FZ-EM256, обеспечивавшие дополнительные 256 Кб. Внешне они здорово напоминали современные внешние жёсткие диски.

Модуль памяти FZ-EM256 на 256 Кб

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:48
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Видеоплеер

Для просмотра дисков в формате Video CD и поддержки формата MPEG-1 требовался специальный картридж, который приобретался отдельно. Он устанавливался в порт расширения с задней стороны. Аналогичным образом поддержка видео-дисков была устроена и в медиаплеере CD-i от Philips.

Как правило, при покупке консоли предоставлялась скидка на покупку картриджа.

Ещё раз скриншот с просмотром фильма на консоли 3DO с диска Video CD

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:49
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Технические детали

На момент выпуска 3DO обладала самыми продвинутыми аппаратными характеристиками на рынке: 32-разрядным процессором ARM60 с RISC-архитектурой и частотой 12,5 МГц.

ЦП системы 3DO

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:49
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
Двумя графическими сопроцессорами 25 МГц, имевшими фирменные названия MADAM и CLIO.

Графические сопроцессоры MADAM и CLIO.

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:49
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
16-разрядным цифровым сигнальным процессором с 20-разрядным ALU и математическим сопроцессором. Все эти чипы были разработаны специально для 3DO, что, естественно, сказалось на стоимости системы.

Также консоль имела 2 Мб ОЗУ, 1 Мб видеопамяти, 1 Мб ПЗУ и двухскоростной CD-привод. По своей электронной начинке она могла дать фору среднему офисному компьютеру своего времени!

Материнская плата

3DO - история несбывшихся надежд
 
[^]
kreig81
2.11.2023 - 13:50
Статус: Offline


Археолог

Регистрация: 8.10.12
Сообщений: 1937
На выходе консоли формировался видеосигнал с разрешением 640 × 480 (как мы уже знаем, интерполированный из 320x240) и качественный 16-битный стереозвук с частотой дискретизации 44,1 кГц. Специально для 3DO была создана 32-разрядная операционная система Portfolio, окончательно превращавшая приставку в компьютер - в полном смысле этого слова! Правда, в виду отсутствия сколь угодно малой библиотеки прикладного софта, вся эта мощь была направлена исключительно на игры.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 30030
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх