187


Мой первый длиннопост, если что, не судите строго. Как обещал, решил запилить фотоотчет о постройке гитарного усилителя.
Будет несколько фото.
В качестве вступления. Поскольку в подобных темах людьми, которые не разбираются в вопросе, озвучиваются одни и те же «ценные» тезисы и «искромётные» шутки, не отличающиеся разнообразием, сразу же на них и отвечу:
1. «Гитарный усилитель» - понятие неделимое как, например, «морской котик». Знания даже самые глубокие об обычных хай-фай усилителях тут, вы уж меня простите, – не пришей коню рукав. Гитарный усилитель и аудиоусилитель выполняют совершенно разные задачи, в чем-то диаметрально противоположные. Гитарный усилитель - продолжение инструмента, его основная задача – окрасить звук гармониками, сделать его либо колокольным, либо лязгающим, либо ревущим; а уже во вторую очередь сделать громче. Стены из маршалловских стеков как на концертах Дип Пёрпле уже лет 40-50 как канули в историю, какое-то время выполняя чисто бутафорную функцию. На концерте громкий звук делают мощные порталы. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что 100-ваттный стек – штука нифига не тихая, и в небольшом помещении способен оглушить – его выхлоп 120+ дБ. Но стадион им не прокачаешь, конечно.
2. Лампа в гитарном усилителе не имеет никакого отношения к аудиофилии. И в гитарном звуке она занимает особое место как раз по той причине, по которой часто критикуется в хай-фае – лампа красит звук. А в нашем деле это не просто уместно, а необходимо. Обусловлено это характеристиками самой лампы, которые очень сильно отличаются от таковых у транзисторов. Профессиональных транзисторных гитарных усилителей, как и уважаемых музыкантов в них игравших (кроме разве что покойного Даймбэга Даррела), в общем-то почти и нету. Разница между транзистором и лампой в гитарном деле – это вопрос отдельной темы, не буду на этом останавливаться.
Короче говоря, никакой «округлости», «воздушности», «слегка кусачей верхней середины», деревянных подставочек под кабели, бескислородной монокристаллической меди, самодельного припоя и другого аудиофильского мракобесия тут не будет.
Ближе к делу, строим реплику Soldano SLO. Использовали его в своем творчестве такие именитые музыканты как Эрик Клэптон, Марк Нопфлер, Гэри Мур, Эдди Ван Хален, Стиви Вай, Джо Стариани и иные прочие товарищи самой разной степени уважаемости.
SLO знаменит прежде всего своим перегруженным каналом. На момент создания усилителя (1987 г.) он был революционным. Он способен даже самую дохлую винтажную гитару заставить реветь как разъяренного быка без всяких внешних педалей-грелок, что уж говорить про гитары с активными датчиками. Расшифровывается SLO как Super Lead Overdrive. Он является своего рода эталоном и отправной точкой понятия «хайгейн». Схема этого усилителя многократно заимствовалась и породила целый ряд последователей, таких как Peavey 5150 (6505), Mesa Boogie Rectifier. Некоторые мелкие производители вроде Brit-Tone или C3 Amps особо не стесняясь делают и просто прямые копии. За что любят Soldano SLO разного рода самоделкины –относительная простота схемы и куча информации в сети. Собственно, Майк Солдано, будучи правильным мужиком, а не каким-то жлобом, никогда особо не жопился и даже давал советы по копированию тем, кто их у него спрашивал.
В этом проекте я не стал тупо копировать классический SLO девяностых годов. Здесь у меня имеются некоторые собственные доработки, а именно замена оптопар на реле, петля эффектов на транзисторах LND150 вместо лампы с регулировкой уровня возврата как на усилителях Фридман (это добавляет читаемости звуку), сама петля переставлена за темброблок. Ну и так разное по мелочи. Эту схему я разрабатывать начал еще до того, как вышла новая ревизия SLO. Когда же мне в руки попала схема новой версии, оказалось, что мы думали примерно в одну сторону. Ну разве что Майк остался верен ламповой петле. А я остался верен полиэстеровым конденсаторам. Да, мощность здесь 50Вт (в оригинале 100).