ГАЗ-5923: несостоявшийся советский «Бумеранг»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
6.09.2022 - 11:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
52
Все ухищрения конструкторов не помогли – БТР-90 так и не пошел в войска. Министр обороны Сердюков затеял с оборонкой широко известные игры со всем знакомыми результатами. А в 2014 году главком Сухопутных войск Олег Салюков прокомментировал отказ от перспективной машины.

via

ГАЗ-5923: несостоявшийся советский «Бумеранг»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
6.09.2022 - 11:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
На основании афганского опыта

Война в Афганистане должна была оставить значимый след в отечественной технической истории. Но последующий развал страны поставил на большей части начинаний крест.

В итоге военные увидели лишь эпизодические улучшения техники – к примеру, усиленное бронирование днища Т-62. Или основательно утяжеленную БМП-2Д с дополнительными бронелистами, которая потеряла способность к плаванию, но заметно прибавила в защищенности.

Парадоксально, но эту боевую машину мы не видим в зоне СВО, несмотря на то, что именно здесь она оказалась бы как нельзя кстати. С большей части «афганских» БМП-2Д допброню просто сняли, превратив машину обратно в 14-тонную плавающую машину.

Афганистан 80-х годов показал, что потенциала БТР-80, и тем более БТР-70, не хватает для современных боевых действий. Улучшения требовали все параметры – защищенность, огневая мощь и подвижность.

Безусловно, советские классические бронетранспортеры могли бы выполнять свою основную функцию по доставке пехоты к линии фронта, если бы не постоянные боестолкновения.

В условиях, когда «стреляют горы», противопульное бронирование советских БТР играло символическую роль. Трагизма ситуации добавляло широкое использование противотанковых мин, наносящих легкой бронетехнике фатальные повреждения. Именно отсюда пошло вынужденное размещение пехоты на броне, которое по понятным причинам не искоренено до сих пор.
 
[^]
gizphone
6.09.2022 - 11:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
БТР-90, он же ГАЗ-5923, он же изделие К-1-7.

ГАЗ-5923: несостоявшийся советский «Бумеранг»
 
[^]
gizphone
6.09.2022 - 11:53
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Фото позволяет сравнить габариты бронетранспортеров.

ГАЗ-5923: несостоявшийся советский «Бумеранг»
 
[^]
gizphone
6.09.2022 - 11:53
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Воплощением нового веяния в отечественной школе военного строительства должен был стать ГАЗ-5923 или более известный широкой публике БТР-90. Опытно-конструкторские работы по теме получили имя «Росток».

Это эволюционное продолжение концепции колесных бронетранспортеров made in USSR. Точной даты рождения ГАЗ-5923 нет, известно лишь, что машина создана в начале 1990-х годов, то есть условно изделие можно назвать последним советским бронетранспортером.

На первый взгляд БТР-90 выглядит немного масштабированной копией предшественника 80-й серии. И действительно, компоновочные решения сходны – мотор в корме, в носовой части – отделение управления, по центру – боевое и десантное. Поэтому осталась неизменным высадка десанта через боковые люки и аппарели – прямо под огнем противника.

В конце 80-х – начале 90-х ГАБТУ, выдавшее заказ на новый бронетранспортер, не до конца осознавало, что хороший БТР – это колесный БМП. К чему, собственно, и пришли только в начале XXI века с российской платформой «Бумеранг».

Здесь и мотор в правильном месте, и вооружение пушечное, и десант выходит через заднюю дверь. К слову, эта бронемашина создана по стандартам НАТО, как и украинский БТР-4Е, который харьковчане сработали на основе советского бронетранспортера.

Ирония судьбы в том, что ни советский БТР-90 (ГАЗ-5923), ни новейший российский «Бумеранг» в войсках так и не появились. Хотя первый был принят на вооружение еще в 2008 году.

Дорого и сложно

Несмотря на концептуальную схожесть с предшественником, «девяностый» бронетранспортер имеет совершенно уникальную конструкцию. Прежде всего, он заметнее крупнее – высота 3 метра, ширина 3,1 метра, длина 8,2 метра.

Масса переваливала за 22 тонны, что делало БТР-90 почти на 8 тонн тяжелее БМП-2. Именно у этой гусеничной машины бронетранспортер позаимствовал башню и боевое отделение.

В итоге огневая мощь качественно выросла за счет 30-мм орудия 2А42, пулемета ПКТ, противотанкового комплекса «Конкурс-М» и, что отсутствовало у донора, автоматического гранатомета АГ-17.

Достойным сделали и бронирование. Лоб должен был выдерживать огонь от малокалиберных пушек, а борта – 12,7-мм пулемет чуть ли не в упор, за исключением бронебойных пуль. На поздних прототипах предусматривалась навесная защита.

Интересно, что верхняя лобовая деталь лишилась характерного для отечественных бронетранспортеров излома и пары окон. Это лишило фронтальную проекцию ослабленных зон, отчего механик вынужден вести машину либо по триплексам, либо в специальном защитном колпаке для головы. О защите экипажа от стрельбы в лоб задумались, а о том, как десант будет под аналогичным огнем покидать машину через боковые аппарели и верхние люки, нет.

В свое время заместитель министра обороны В. А. Поповкин критиковал БТР-90 именно за подобное размещение люков, что и стало одной из причин отказа от закупок. Дескать, он «не представляет, как солдат будет на ходу выбегать из бронетранспортёра через боковой люк».

Что ж, осталось только похвалить Поповкина за дальновидность – бойцы Российской армии до сих пор покидают БТР сбоку и сверху. Только из гораздо менее защищенного БТР-82А.

Единственное, чем отличается схема покидания 90-й машины от предшественника БТР-80, это большими размерами проемов. Отличается и размещение десантников в бронетранспортерах – в БТР-80 семь человек сидят лицом к бортам, а в БТР-90 – к продольной оси машины.

Естественно, ни о каких взрывоустойчивых креслах и креплениях в конец 80-х годов не знали, но некоторые нюансы все-таки предусмотрели. К примеру, афганским наследием можно считать и V-образное днище бронетранспортера, что вкупе с возросшей массой и большими колесными нишами заметно увеличивает устойчивость БТР-90 к подрыву на противотанковых минах и СВУ. Колесные редукторы увеличили клиренс БТР до 510 мм, что также положительно сказалось на взрывоустойчивости.
 
[^]
gizphone
6.09.2022 - 11:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Последняя модификация БТР-90 с боевым модулем «Бережок».

ГАЗ-5923: несостоявшийся советский «Бумеранг»
 
[^]
gizphone
6.09.2022 - 11:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
///

ГАЗ-5923: несостоявшийся советский «Бумеранг»
 
[^]
gizphone
6.09.2022 - 11:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
///

ГАЗ-5923: несостоявшийся советский «Бумеранг»
 
[^]
gizphone
6.09.2022 - 11:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
///

ГАЗ-5923: несостоявшийся советский «Бумеранг»
 
[^]
gizphone
6.09.2022 - 11:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Важной новинкой БТР-90 стала силовая установка от боевой машины десанта – шестицилиндровый оппозитный 510-сильный турбодизель 2В-06-2 Челябинского тракторного завода. Удельная мощность бронетранспортера с этим мотором составляет 23,2 л. с./т (для сравнения: у БТР-80 этот параметр равен 19 л. с./т).

Изначально выбор был между дизелем УТД-29 от БМП-3 и челябинским оппозитником от линейки БМД-3. Но для горьковского бронетранспортера просто не было свободных дизелей УТД от «Барнаултрансмаша» – весь тираж уходил на комплектование боевых машин пехоты. Поэтому комплектование БТР-90 силовой установкой осуществлялось по остаточному принципу.

Установка мотора от гусеничной техники несет ряд рисков. Прежде всего, это малый ресурс – норма наработки гусеничных машин до капитального ремонта гораздо ниже, чем у колесной техники.

Напомним, что у БТР-80/82 стоит грузовой дизель КамАЗ-740 с ресурсом в 150–200 тыс. километров пробега до капитального ремонта. Мало того, БТР-90 гораздо тяжелее БМД-3 и БМД-4, что еще больше увеличивает нагрузку на относительно малоресурсный дизель. Поэтому моторы 2В-06-2 непрерывно дорабатывались под нужды горьковского бронетранспортера, но так и не достигли совершенства.

В итоге на последний вариант БТР-90 установили барнаульский УТД-32ТР мощностью 660 л. с., который также не отличался необходимой для колесной техники надежностью.

В отличие от оппозитного челябинского мотора, дизель УТД имел V-образное расположение цилиндров, что на 30 см увеличивало высоту агрегата. Это, в свою очередь, потребовало перестройки моторного отделения машины. Настоящей изюминкой бронетранспортера стала двухпоточная гидромеханическая трансмиссия.

В отличие от предшественников, у БТР-90 отсутствуют мосты в привычном понимании – крутящий момент подается отдельно к колесам каждого борта. Гидрообъемная передача позволяет машине разворачиваться на месте «по-танковому», а реверсивная КПП – двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, которая, к слову, достигает 100 км/ч.

Размещение столь сложной и дорогостоящей трансмиссии на рядовом, в общем, бронетранспортере также стало веянием афганского опыта боевых действий. БТР-90 имеет в два раза меньший радиус разворота, чем у машины 80-й серии, что заметно повышает выживаемость в стесненных условиях боя. К примеру, в городе и в горах.

Рассказ о БТР-90 нельзя не дополнить результатами исследования способности четырехосной машины преодолевать пороговый уступ, которое провели в Нижегородском государственном техническом университете. В ходе работы инженеры сделали интересный вывод – умение машины забираться на препятствие зависит от весовой нагрузки на колеса.

Следовательно, изменяемая развесовка становится действенным методом повышения проходимости. Отвлечемся от схемы 8х8 и взглянем на классический УАЗ-3151, который с семью снаряженными бойцами в кузове имеет развесовку 41 % на переднюю ось и 59 % на заднюю.

Авторы исследования предлагают следующий тактический маневр преодоления уступа – груженый бойцами «уазик» забирается на препятствие до момента, пока задние колеса не упираются. Затем боевой экипаж выходит из машины, тем самым изменяя развесовку на соотношение 55/45 %, и машина легко вбирается на уступ.

Груженый УАЗ способен подняться на 0,2-метровое препятствие, пустой – на 0,26 метра. А если на капот «уазика» посадить двух бойцов (развесовка станет 60/40 %), то машина поднимается уже на 0,3 метра. Такой вот лайфхак от нижегородских инженеров.
 
[^]
gizphone
6.09.2022 - 11:55
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Наиболее тяжелый БТР-90 с боевым модулем «Бахча-У».

ГАЗ-5923: несостоявшийся советский «Бумеранг»
 
[^]
gizphone
6.09.2022 - 11:55
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Проблему проходимости БТР-90 исследовали на примере преодоления эскарпа высотой 1 метр, при этом диаметр колеса бронетранспортера не превышает 1,2 метра. Восьмиколесная машина лучше всех приспособлена к преодолению именно таких препятствий – по расчетам, высота эскарпа может достигать 1,4–1,6 радиуса колеса.

Для сравнения: техника 4х4 способна подниматься на 0,7–0,8 радиуса колеса. БТР-90 на испытаниях уверенно взял вертикальный метровый эскарп на скорости 7–8 км/ч. Во многом это было следствием большого угла наклона нижней лобовой детали. Которую, к слову, на некоторых прототипах БТР-90 обезобразили дополнительным блоком фар.

Несмотря на принятие на вооружение Российской армией в 2008 году (под сложным индексом К-1-7), БТР-90 построен не более чем в 12 экземплярах. Каждый последующий вариант бронетранспортера заметно отличается от предшественника.

Так, в 2001 году представили фактически колесную БМП с башенной установкой «Бахча-У» от Тульского КБ приборостроения. Здесь и 100-мм орудие, и 30-мм автоматическая пушка, и ПТУР «Аркан», и тепловизор, и стабилизированный в двух плоскостях прицел с лазерным дальномером.

Масса этого варианта переваливала за 23,5 тонны. На экземпляре образца 2002 года, получившем имя БТР-90 «Бережок», башня вооружалась 30-мм пушкой, ПТРК «Корнет-Э», ПКТМ и автоматическим гранатометом АГ-30М.

Как утверждают разработчики, система управления огнем «Бережка» увеличивала его боевую эффективность в 3,2 раза, чем у исходного «Ростка». В зависимости от года выпуска прототипа изменялся и тип водоходного движителя. На ранних были водометы с гидроприводами внутри корпуса, которые позднее заменили на вынесенные поворотные винты, что увеличило скорость на воде до 12 км/ч.

Но все ухищрения конструкторов не помогли – БТР-90 так и не пошел в войска. Министр обороны Сердюков затеял с оборонкой широко известные игры со всем знакомыми результатами. А в 2014 году главком Сухопутных войск Олег Салюков прокомментировал отказ от перспективной машины так:

«В данный момент мы закупаем БТР-82А, в котором максимально учтены наработки по комплексу вооружения, системе управления огнем, защищенности, подвижности и командной управляемости».

Последний раз БТР-90 экспонировался четыре года назад на форуме «Армия-2018».
 
[^]
gizphone
6.09.2022 - 11:55
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
gizphone
6.09.2022 - 11:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
К сожалению, автор "забыл" сказать,что БТР-90 (ОКР "Росток") пытались "реконструировать",после того ,как БТР "упрекнули" ,что нет десантного выхода "в заду"! Потому и появился БТР-90 (ОКР "Гильза") с установкой двигателя от БМП-3 и десантным выходом в корме... Увы, и это не помогло! "Спасибо" Сердюкову!

Предполагаемый вид БТР-90 (ОКР "Гильза")

Это сообщение отредактировал gizphone - 6.09.2022 - 11:57

ГАЗ-5923: несостоявшийся советский «Бумеранг»
 
[^]
СерыйКрым
6.09.2022 - 11:58
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.01.18
Сообщений: 1513
И Сука про пидора Сердюкова все забыли.
Золотов сейчас такой же ненужный пидор, как и Сердюков.
 
[^]
ААК65
6.09.2022 - 12:00
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.02.16
Сообщений: 16742
Спасибо!
Как всегда, очень интересно
 
[^]
RoTozeй
6.09.2022 - 12:01
28
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.05.11
Сообщений: 1867
Сердюков, Сердюков. ЗА 10 лет без Сердюкова что то поменялось?
Где новые образцы? Их нет. Ничего нет.
Обещания есть и финансирование обещаний. Ну макет, да. Если макет сделают, то финансирование х2 сразу.
 
[^]
sohei
6.09.2022 - 12:05
9
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 9.11.11
Сообщений: 644
Там как раз и были вопросы по взрывоустойчивости от СВУ, напомню тогда война в Чечне во всю шла, и значительная часть потерь была именно от СВУ на дороге.
Нужны были MRAPы.
 
[^]
Досылатель
6.09.2022 - 12:20
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.10.20
Сообщений: 4463
здоровый сарай, восьмидесятка то не мелкая, а тут арба трехметровая
 
[^]
kott01
6.09.2022 - 12:21
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.04.13
Сообщений: 1032
Цитата
Золотов сейчас такой же ненужный пидор, как и Сердюков.

Ой, да что ви говорите, кой кому они ох как нужны, как и прочие "деффективные менеджеры"....
А по сабжу: реалии таковы, что собранные "перспективные" образцы поставить "в серию" невозможно- нет требуемой оснасти\станочного парка, да и специалисты разбежались\повымерли из-за проводимых оптимизаций, нищенских заработков на родных предприятиях.


ГАЗ-5923: несостоявшийся советский «Бумеранг»
 
[^]
combatunit
6.09.2022 - 13:13
4
Статус: Offline


The Drot

Регистрация: 7.09.12
Сообщений: 7930
Ну по факту ничего нового не предложили.
Но затраты на перевооружение на такой же, но другой вылетели бы в копеечку.

Тот же "Тигр" вполне успешно используется.
 
[^]
Njackson
6.09.2022 - 13:15
6
Статус: Offline


повелитель механизмов

Регистрация: 5.04.12
Сообщений: 6803
Цитата (СерыйКрым @ 6.09.2022 - 11:58)
И Сука про пидора Сердюкова все забыли.
Золотов сейчас такой же ненужный пидор, как и Сердюков.

ну, те, кто надо про него не забыли. поэтому сейчас он сидит на очередной высокопоставленной должности, хотя должен сидеть на нарах brake.gif
 
[^]
nocturnal11
6.09.2022 - 13:42
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.02.14
Сообщений: 6454
Если стравить колеса удельное давление на грунт снижается, так? Танковая мина срабатывает от какого веса? А если на воздушной подушке технику сделать?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
westloma
6.09.2022 - 14:02
4
Статус: Offline


ск@тиныч

Регистрация: 6.04.11
Сообщений: 250
Цитата (nocturnal11 @ 6.09.2022 - 16:42)
Если стравить колеса удельное давление на грунт снижается, так? Танковая мина срабатывает от какого веса? А если на воздушной подушке технику сделать?

сержант билко пересмотри! dont.gif
 
[^]
esaulZ
6.09.2022 - 15:51
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.08
Сообщений: 2896
Цитата (СерыйКрым @ 6.09.2022 - 17:58)
И Сука про пидора Сердюкова все забыли.
Золотов сейчас такой же ненужный пидор, как и Сердюков.

Много "там" таких, ненужных...

К сожалению
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 5629
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх