Зачем Т-80У резиновый фартук и лопухи на башне

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
13.05.2022 - 12:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
79
Совсем скоро советский танк Т-80У отметит сорокалетний юбилей несения боевой службы. Казалось бы, за такой большой период времени машина должна быть изучена вдоль и поперёк, но даже спустя столько лет можно встретить утверждения, что её резиновый «обвес» в виде фартука и лопухов нужен для усиления противокумулятивной защиты. Разумеется, это миф. Реальность куда прозаичнее: пыль и ещё раз пыль.

Не моё, via

Зачем Т-80У резиновый фартук и лопухи на башне
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
13.05.2022 - 12:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Танки пыли не боятся?

Танки, как и любые другие сложные изделия, имеют свои «детские болезни» – недостатки, неучтённые при проектировании и выявившиеся в ходе эксплуатации.

Постепенно от них избавляются в ходе производства новых машин и путём модернизации уже выпущенных, но у Т-80 есть одна «болезнь», от которой полностью он так и не вылечился, и заключается она в высокой уязвимости газотурбинного двигателя (ГТД) при работе на местности, богатой лессовой пылью или, грубо говоря, песком.

На самом деле чувствительность к пыли не является прерогативой только советского танкового ГТД. Точно так же страдает и его американский коллега, устанавливаемый в танки «Абрамс». Лессовая пыль, попадая в силовую установку, под действием высочайшей температуры начинает спекаться в твёрдую массу, напоминающую стекло, и постепенно нарастает довольно толстым слоем на лопатках турбины и в газовом тракте, сужая его диаметр.

Как результат: помпажные явления, нерегламентные скачки мощности и падение моторесурса. Избавиться от этого можно только усиленной очисткой воздуха. Но здесь, как говорится, палка о двух концах.

Газовая турбина в среднем может потреблять в 4–5 раз больше воздуха, чем поршневой мотор, поэтому фильтр будет забиваться куда быстрее. В США на это махнули рукой и оснастили «Абрамсы» двухступенчатыми кассетными фильтрами, которые нужно регулярно чистить вручную.

Иногда настолько регулярно, если речь идёт о пустыне, что приходится проводить эту процедуру раз в час и даже чаще. Что же насчёт СССР, то тут ради экономии объёма моторно-трансмиссионного отделения и простоты эксплуатации решили применить бескассетные необслуживаемые фильтры. Внимания к себе они не требовали, но и пропускали значительное количество пыли – до 2–3 процентов.

Того качества очистки воздуха, которое могли обеспечить бескассетные фильтры, вполне хватало для совершения маршей в большинстве районов СССР, включая Сибирь и Дальний Восток. Но танк – всё же машина всепогодная и должна действовать даже в самых суровых условиях.

Под это описание прекрасно подходит Средняя Азия с её огромной и негостеприимной пустыней Каракумы. Именно там, «вдохнув песка», дали слабину ещё предсерийные Т-80, двигатели которых еле отрабатывали сотню моточасов, а зачастую и меньше, тогда как в восточных районах РСФСР этот показатель находился на уровне 200–300 часов.
 
[^]
gizphone
13.05.2022 - 12:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Испытания газовой турбины на «Объект 219» в пустыне Каракумы.

Зачем Т-80У резиновый фартук и лопухи на башне
 
[^]
gizphone
13.05.2022 - 12:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Вносили свою лепту также глобальное потепление и строительство большого Каракумского канала для снабжения водой южных районов Туркменистана. В период с 1970 по 1980 годы, из-за повышения средней температуры воздуха, пылевой слой на танковых трассах в пустыне вырос с 80–270 мм до полуметра в некоторых местах.

Кроме того, тот самый Каракумский канал, выступая в качестве локального охладителя горячих воздушных масс, стал причиной сильных ветров, которые естественным образом сказались на повышенной запылённости воздуха. Всё это не могло не повлиять на работу турбин Т-80, регулярно совершавших пробеги в этих краях. С этим нужно было что-то делать.

За время производства Т-80 было внедрено множество улучшений, касающихся пылезащищённости его двигателя. Из них можно отметить воздухозаборное устройство в корме башни, увеличивающее высоту забора воздуха – там, где меньше пыли; систему виброочистки и продувки двигателя сжатым воздухом; самоочищающиеся фильтры соплового аппарата; веерный выхлоп; режим «пустыня» со снижением температуры газов для предотвращения плавления пыли и прочее. Но, пожалуй, самым интересным здесь являются пылевые фартуки и лопухи. Дело даже не в их работе и эффективности, а в том количестве мифов, которыми они обросли.

Резиновые щитки от самой мелкой пыли

Чего только не придумывали и какие только волшебные свойства не приписывали этому резиновому комплекту, начиная от фантастических версий о снижении радиолокационной ЭПР и тепловизионной маскировки до противоснарядной защиты. О последней теории нужно поговорить немного подробнее.

Дело в том, резиновые щитки, что на лбу корпуса, что на башне, не обладают достаточной жёсткостью, поэтому если и смогут подорвать кумулятивный снаряд, то со значительным опозданием из-за того, что попросту согнутся под ударом.

И не стоит забывать, что детонация кумулятивного боеприпаса на расстоянии менее чем полметра от основной брони только увеличивает его пробивную способность. Учитывая, что в нижней лобовой детали корпуса вообще нет комбинированного бронирования, фартук сделает только хуже. Теперь о главном.
 
[^]
gizphone
13.05.2022 - 12:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Танк Т-80БВ. В лобовой части корпуса виднеется противопылевой фартук из двух резиновых листов.

Зачем Т-80У резиновый фартук и лопухи на башне
 
[^]
gizphone
13.05.2022 - 12:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В процессе своей работы воздушный фильтр танка Т-80 довольно успешно отсекает почти все пылевые частицы размером 20 мкм и более, потому львиная доля всё-таки проникшей в двигатель пыли – это совсем уж мелкодисперсная фракция с размером частиц менее 2 мкм.

Они практически не имеют собственной массы, точнее – она настолько мала, что их перемещение в пространстве целиком и полностью зависит от аэродинамических сил: куда ток воздуха, туда и они. Отфильтровать такую «мелочь» неконтактным циклонным способом невозможно, но именно она зачастую и становится причиной появления налёта в турбине.

В целом получаются вот такие вводные для задачи: крупные фракции пыли оседают в фильтре, а совсем уж мелкие, которые фильтрации не подлежат, из-за низкой собственной массы полностью подчиняются аэродинамическим силам.

Почему бы не использовать эти силы для того, чтобы микроскопические пылинки вообще не попали в воздухозаборник? Проще говоря, без особых изменений в конструкции танка изменить «обтекаемость» его корпуса и башни, чтобы создать нужные завихрения воздуха, которые бы препятствовали попаданию пыли в воздушный тракт.

Для оценки предложенного метода решения проблемы даже проводились соответствующие эксперименты в гидродинамической трубе ГТ-400 ЦАГИ с моделью танка в масштабе 1 к 32. Там в движущийся поток жидкости вводились струйки различных красителей, чтобы определить характерные области обтекания модели.

Выяснилось, что за башней танка, как раз над воздухозаборником, создаётся зона пониженного давления, которая в буквальном смысле втягивает в себя пылевые потоки. Их движение в основном идёт по трём направлениям: через днище танка с завихрением в корму, вдоль ходовой части по бортам и по крыше башни.
 
[^]
gizphone
13.05.2022 - 12:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Имитация пылевых потоков в гидродинамической трубе. Под номерами указаны места установок пылезащитных щитков.

Зачем Т-80У резиновый фартук и лопухи на башне
 
[^]
gizphone
13.05.2022 - 12:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Для того чтобы обуздать эти массивы воздуха, было предложено несколько вариантов «генераторов вихрей», из которых в конечном счёте получили распространение только два.

Первый: фартук в лобовой части корпуса. Его главная задача: разбить стройный пылевой поток, набегающий в лоб танка и проходящий под его днищем. Пыль, встретившись с ним, расходилась на три направления – по обоим бортам и в сторону башни. Также он служил гасителем пылевых султанов при езде по кочкам и ухабам.

Второй: те самые лопухи, установленные на блоках динамической защиты. Их назначение заключалось в придании башне более обтекаемой формы, чтобы сгладить возникающие вихри и направить их вдоль крыши и бортов без затекания в возвышающийся над ней патрубок воздухозаборного устройства. Помимо этого, лопухи отсекали и не давали подниматься вверх пылевым потокам, проходящим вдоль крыши корпуса танка.

Естественным дополнением к этой парочке из лопухов и фартуков были бортовые экраны, удерживающие под собой целые пылевые тучи, исходящие от движущихся катков и гусениц.

Теперь по эффективности и условиям применения. Все эти резиновые листы в полной мере работают только на марше, когда один танк проезжает и оставляет за собой пылевое облако, а второй танк въезжает в него, либо ветер дует таким образом, что весь песок летит в лоб.

В этом случае запылённость в районе крыши моторно-трансмиссионного отсека удаётся снизить вплоть до 50 % и даже больше. При этом, чем больше скорость танка или ветра, тем выше эффективность. Но даже боковой ветер в принципе не помеха: пылевые экраны хоть и частично, но будут исполнять свои функции.
 
[^]
gizphone
13.05.2022 - 12:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Танк Т-80У. В лобовой части корпуса установлен противопылевой фартук, а на блоках динамической защиты под аэрозольными гранатометами – резиновые щитки, прозванные в народе лопухами.

Зачем Т-80У резиновый фартук и лопухи на башне
 
[^]
gizphone
13.05.2022 - 12:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Несмотря на то, что резиновые щиты на лбу корпуса применялись на более ранних сериях Т-80, например, на Т-80Б, полный комплект получили только танки Т-80У и их модификации.

Так уж получилось, что эти машины стали своего рода мировыми рекордсменами по количеству «противопылевых» мер, но это дало свои плоды: ресурс турбин в условиях пустыни удалось увеличить как минимум до 300 моточасов.

Этого вполне хватало для ведения боевых действий в южных районах. Да и военные не беспочвенно возлагали большие надежды на «Ушку» – всё-таки она была самым современным серийным танком на момент распада СССР.
 
[^]
gizphone
13.05.2022 - 12:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
Леонидыч22
13.05.2022 - 13:02
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.03.22
Сообщений: 1288
интересно! не знал таких нюансов agree.gif
 
[^]
МимоПроходил
13.05.2022 - 13:03
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.11.04
Сообщений: 10417
зелень, впрочем как всегда.
 
[^]
step30
13.05.2022 - 13:08
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.01.19
Сообщений: 15880
В тракторах, ДТ-75, воздушные фильтры с масляной ванной. Весьма эффективная штука. Бульдозеры работали и на цементном заводе, где пыли понятное дело охренеть сколько, и в песчаном карьере. И не в часах срок эксплуатации считался.
Интересно почему на танк не приспособили что то такое.
 
[^]
maxilon
13.05.2022 - 13:13
1
Статус: Offline


Пессимист

Регистрация: 3.09.15
Сообщений: 20370
Они с такими скоростями гоняют?
 
[^]
gizphone
13.05.2022 - 13:15
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Цитата (maxilon @ 13.05.2022 - 13:13)
Они с такими скоростями гоняют?

Т-80У - до 70 км/ч
 
[^]
Geologist
13.05.2022 - 13:29
5
Статус: Offline


Торговец черным деревом

Регистрация: 12.10.17
Сообщений: 1676
Цитата (step30 @ 13.05.2022 - 13:08)
В тракторах, ДТ-75, воздушные фильтры с масляной ванной. Весьма эффективная штука. Бульдозеры работали и на цементном заводе, где пыли понятное дело охренеть сколько, и в песчаном карьере. И не в часах срок эксплуатации считался.
Интересно почему на танк не приспособили что то такое.

А бульдозер перемещается по пересечённой местности со скоростью в 40-50 км/ч? Там любая ванная расплёскивается. А если течь? Все, привет?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
AGS17
13.05.2022 - 13:35
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.09
Сообщений: 15923
Цитата (step30 @ 13.05.2022 - 15:08)
В тракторах, ДТ-75, воздушные фильтры с масляной ванной. Весьма эффективная штука. Бульдозеры работали и на цементном заводе, где пыли понятное дело охренеть сколько, и в песчаном карьере. И не в часах срок эксплуатации считался.
Интересно почему на танк не приспособили что то такое.

Для турбины понадобилась бы не ванна, а бассейн.
 
[^]
dennica3
13.05.2022 - 13:46
2
Статус: Offline


Ситхов Иван Иванович

Регистрация: 15.01.21
Сообщений: 1164
Цитата (step30 @ 13.05.2022 - 13:08)
В тракторах, ДТ-75, воздушные фильтры с масляной ванной. Весьма эффективная штука. Бульдозеры работали и на цементном заводе, где пыли понятное дело охренеть сколько, и в песчаном карьере. И не в часах срок эксплуатации считался.
Интересно почему на танк не приспособили что то такое.

на мотоциклах иж тоже такие стояли, но если ты внимательно читал то там написано что турбина потребляет воздуха больше чем поршневые моторы в несколько раз, и фильтр с маслом просто всосет во внутрь

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
BigHomerS
13.05.2022 - 13:47
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 546
Цитата (gizphone @ 13.05.2022 - 12:51)
Лессовая пыль, попадая в силовую установку, под действием высочайшей температуры начинает спекаться в твёрдую массу, напоминающую стекло, и постепенно нарастает довольно толстым слоем на лопатках турбины и в газовом тракте, сужая его диаметр.

Эммм
Температура плавления песка 1700 гр, это-ж сколько должна быть рабочая температура двигателя танка чтоб в купе с охлаждением превысить этот порог upset.gif

Нашёл только такую информацию,
Цитата
В современных ГТД кпд компрессоров и турбин соответственно составляет 0,88—0,9 и 0,9—0,92. температура газа перед турбиной в транспортных и стационарных ГТД составляет 1100—1200 , а в авиационных достигает 1600


Но этого мало для расплавления песка до жидкого состояния why.gif
 
[^]
Tarlabnor
13.05.2022 - 13:51
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 29.10.15
Сообщений: 598
Цитата (gizphone @ 13.05.2022 - 12:51)
Дело в том, резиновые щитки, что на лбу корпуса, что на башне, не обладают достаточной жёсткостью, поэтому если и смогут подорвать кумулятивный снаряд, то со значительным опозданием из-за того, что попросту согнутся под ударом.

Да ну?! А за чем тогда на взрыватель многих КС, при стрельбе во время осадков, колпачёк надевают?

Взрыватели, сцуко, чувствительные!
 
[^]
ham
14.05.2022 - 12:12
0
Статус: Offline


редкая сволочь

Регистрация: 17.01.05
Сообщений: 7305
Спасибо! нам про пыль и гтд ещё на военной кафедре ещё рассказывали.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
cosh183
14.05.2022 - 21:20
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 4.06.19
Сообщений: 147
Цитата (step30 @ 13.05.2022 - 13:08)
В тракторах, ДТ-75, воздушные фильтры с масляной ванной. Весьма эффективная штука. Бульдозеры работали и на цементном заводе, где пыли понятное дело охренеть сколько, и в песчаном карьере. И не в часах срок эксплуатации считался.
Интересно почему на танк не приспособили что то такое.

На тракторах стоят дизельные двигатели, а не ГТД. С этими объемами такие фильтры не справятся, необходимо увеличивать их размер. А это сложно.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
step30
14.05.2022 - 23:31
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.01.19
Сообщений: 15880
Спасибо за конструктивную критику. Порылся, и нашёл вот такое.
------------------
Еще во время испытаний в Средней Азии проявилась другая проблема газотурбинного двигателя. В тамошних грунтах и песках было повышенное содержание кремнезема. Такая пыль, попав в двигатель, спекалась на его агрегатах в виде стекловидной корки. Она мешала нормальному течению газов в тракте двигателя, а также увеличивала его износ. Эту проблему пытались решить при помощи специальных химических покрытий, впрыска в двигатель особого раствора, создания вокруг деталей воздушной прослойки и даже применения неких материалов, постепенно разрушавшихся и уносивших с собой пригоревшую пыль. Однако ни один из предложенных методов не помог. В 1973 году эту проблему решили. Группа специалистов Завода им. Климова предложила установить на наиболее подверженную загрязнению часть двигателя – сопловой аппарат – специальный пневмовибратор. При необходимости или через определенный промежуток времени в этот агрегат подавался воздух от компрессора и сопловой аппарат начинал вибрировать с частотой в 400 Гц. Налипшие частички пыли буквально стряхивались и выдувались выхлопными газами. Чуть позже вибратор заменили восемью пневмоударниками более простой конструкции.

В результате всех доработок наконец удалось довести ресурс двигателя ГТД-1000Т до требуемых 500 часов. Расход топлива танков «Объект 219» был примерно в 1,5-1,8 раза больше, чем у бронемашин с дизельными двигателями. Соответствующим образом сократился и запас хода. Тем не менее, по совокупности технических и боевых характеристик танк «Объект 219сп2» признали пригодным для принятия на вооружение. В 1976 году вышло постановление Совмина, в котором танк получил обозначение Т-80. В дальнейшем эта бронемашина претерпела ряд изменений, на ее базе было создано несколько модификаций, в том числе и с новыми двигателями. Но это уже совсем другая история.
 
[^]
забор
14.05.2022 - 23:48
1
Статус: Offline


сам по себе

Регистрация: 30.06.14
Сообщений: 5966
Цитата (BigHomerS @ 13.05.2022 - 13:47)
Цитата (gizphone @ 13.05.2022 - 12:51)
Лессовая пыль, попадая в силовую установку, под действием высочайшей температуры начинает спекаться в твёрдую массу, напоминающую стекло, и постепенно нарастает довольно толстым слоем на лопатках турбины и в газовом тракте, сужая его диаметр.

Эммм
Температура плавления песка 1700 гр, это-ж сколько должна быть рабочая температура двигателя танка чтоб в купе с охлаждением превысить этот порог upset.gif


Эмммм, вы плохо читали?
Там было написано про ЛЁССОВУЮ ПЫЛЬ, а не кварцевый песок.
Лёсс может состоять из остатков органических соединений, кости мышей, мамонтов, растительных остатков, глинистых частиц.
Глинистые частицы-читай глина для кирпича. Кирпич обжигают при 900-980С.
Так что читайте внимательней.

Это сообщение отредактировал забор - 14.05.2022 - 23:49
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 5353
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх