Самый необычный подводный бой Второй мировой войны

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
8.07.2021 - 09:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
185
За более чем вековую историю современной подводной войны субмарины неоднократно сталкивались друг с другом и часто вступали в бой. При этом за всё это время произошёл всего один успешный бой, когда обе лодки находились в подводном положении.

via

Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
8.07.2021 - 09:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Уникальное для подводного флота столкновение произошло в конце Второй мировой войны у побережья Норвегии. 9 февраля 1945 года британская подводная лодка Venturer торпедировала и потопила немецкую субмарину U-864 с грузом стратегического сырья и материалов для Японии.

Ртуть и передовые технологии для Японии

К концу 1944 года все здравомыслящие люди понимали, что страны «оси» проигрывают войну. Правда, в Берлине и Токио ещё оставалось достаточное количество фанатично настроенных политических и военных деятелей, которые предпринимали всё возможное, чтобы выиграть как можно больше времени, в том числе и в борьбе за собственные жизни.

В конце Второй мировой войны Германия пыталась оказать своему союзнику на Тихом океане помощь, чтобы продлить участие Японии в войне. В качестве такой помощи Берлин готов был предоставить Токио передовые технологии и дефицитные материалы.

Так немцы надеялись продлить сопротивление Японии и выиграть для себя сколько-то лишних месяцев, в надежде выправить бедственное положение на фронтах. В конечном же итоге Берлин пал под ударами советских войск, а Японии продержалась в войне дольше своего европейского союзника.

В декабре 1944 года в Германии началась операция под кодовым названием «Цезарь». Целью операции была передача Японии передовых технологий и дефицитного сырья. Единственным вариантом добраться до Японии было использовать крупные немецкие океанские подводные лодки. Ни одного шанса прорваться к берегам Японии на надводном корабле на тот момент времени уже просто не оставалось.

В операции «Цезарь» немецкое командование задействовало большую океанскую подводную лодку типа IXD2. Субмарина должна была доставить в Японию чертежи и детали современных немецких реактивных истребителей. В частности, чертежи и детали ракетоплана Ме-163 Komet, истребителя Ме-262, реактивные двигатели немецкого производства, а также подписанные контракты на их лицензионный выпуск в Стране восходящего солнца.

Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
 
[^]
gizphone
8.07.2021 - 09:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Помимо этого, на борту лодки были чертежи субмарин типа Caproni и Satsuki, чертежи РЛС компании Siemens. Чертежи итальянского реактивного истребителя Campini. По информации американского исследователя подводной войны в Атлантике Клэя Блэйра, в качестве пассажиров на борту субмарины находилось также несколько немецких и японских конструкторов.

Самым же опасным грузом на борту немецкой подводной лодки была ртуть. На лодку погрузили в общей сложности 1835 емкостей, наполненных ртутью. Всего на борту находилось примерно 65 тонн ртути. Редкий металл был жизненно необходим для японской военной промышленности.

Представление противников

Деликатная и опасная миссия была доверена большой океанской подводной лодке типа IXD2 под номером U-864.

Субмарины типа IXD2 являлись венцом развития океанских немецких лодок «девятой» серии. Это была крупная подводная лодка надводным водоизмещением 1616 тонн, подводным – 2150 тонн. Наибольшая длина лодки составляла 87,6 метра, ширина корпуса – 7,5 метра. Предельная глубина погружения лодки – 230 метров.

Автономность плавания субмарины при скорости хода 12 узлов оценивалась в 23700 морских миль. Дизель-электрическая силовая установка подводной лодки была представлена двумя дизелями мощностью 2700 л. с. каждый и двумя электродвигателями по 505 л. с. Силовая установка обеспечивала кораблю максимальную скорость надводного хода 19,2 узла, подводного хода – 6,9 узла.

На субмаринах типа IXD2 присутствовало мощное вооружение. Лодка несла 24 торпеды калибра 533 мм, пусковых аппаратов на борту было шесть. Артиллерийское вооружение U-864 было представлено одним 105-мм орудием 10,5 см SK L/45 с боезапасом 150 снарядов, а также одним 37-мм и одним 20-мм зенитным автоматами.

Британская субмарина HMS Venturer

Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
 
[^]
gizphone
8.07.2021 - 09:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Подводная лодка U-864 была заложена 15 октября 1942 года на верфи в Бремене. Спуск на воду состоялся 12 августа 1943 года, принятие в состав флота произошло 9 декабря 1943 года. Командовал лодкой корветтен-капитан Ральф-Реймар Вольфрам.

С декабря по конец октября 1944 года субмарина U-864 находилась в составе учебной флотилии. 1 ноября 1944 года была передана в состав 33-й флотилии подводных лодок кригсмарине. Подлодки данной флотилии, помимо боевого патрулирования, использовались в качестве морских транспортов, перевозя из Японии в Германию и из Германии в Японию стратегическое сырье и материалы.

Англичане узнали об операции «Цезарь», благодаря перехваченным и расшифрованным разведкой немецким радиосообщениям. На перехват субмарины противника с ценным грузом на борту была отправлена британская подводная лодка HMS Venturer, которая отличалась гораздо более скромными размерами.

Надводное водоизмещение британской лодки составляло всего 662 тонны, подводное – 742 тонны. Наибольшая длина – 62,48 метра, наибольшая ширина корпуса – 4,88 метра. В движение лодку приводили два дизеля мощностью по 400 л. с. каждый и два электромотора по 450 л. с. Важным преимуществом британской лодки была большая скорость подводного хода – 10 узлов, максимальная скорость надводного хода составляла – 11,25 узла. Предельная глубина погружения – 109 метров.

Вооружение лодки, относящейся к распространенной британской серии подводных лодок типа U, также было скромнее немецкого. Всего четыре 533-мм торпедных аппарата и боезапас из 8 торпед на борту. Артиллерийское вооружение было представлено 76,2-мм палубным орудием и тремя 7,62-мм зенитными пулеметами.

Джимми Лондерс после войны, фото 1970-х годов

Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
 
[^]
gizphone
8.07.2021 - 09:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Лодка HMS Venturer (P68) была заложена по военной программе 25 августа 1942 года, спущена на воду 4 мая 1943 года. Ввод лодки в строй произошел 19 августа 1943 года. Командовал субмариной лейтенант Джимми Лондерс. Субмарина активно участвовала в боевых походах с марта 1944 года и успела потопить несколько немецких и норвежских торговых судов, а также немецкую подлодку U-771 11 ноября 1944 года.

Но самым известным справедливо считается 11-й боевой подход HMS Venturer под командованием 25-летнего лейтенанта Лондерса. В свою очередь, для экипажа лодки U-864, которой командовал 32-летний корветтен-капитан Ральф-Реймар Вольфрам, боевой поход в феврале 1945 года стал первым и последним.

Удачная подводная атака HMS Venturer

Субмарина Venturer была направлена в район острова Федье на основании перехваченной и расшифрованной британской разведкой немецкой радиограммы. Лодке приказывалось найти, перехватить и потопить немецкую субмарину U-864 со стратегическим грузом для Японии на борту.

6 февраля 1945 года британская субмарина прибыла в заданный район и приступила к патрулированию. К тому моменту Вольфрам уже миновал заданный квадрат, но удача была на стороне англичан. 8 февраля британцы смогли уточнить координаты и курс немецкой подводной лодки, перехватив сообщение от U-864, которая сообщала на базу о том, что возвращается назад в Бреген из-за неисправности дизельного двигателя.

Проявив осторожность, немцы решили вернуться на базу и 9 февраля 1945 года нашли свою смерть.

Две лодки встретились утром. В 8:40 акустик на борту Venturer услышал шум винтов. При этом лейтенант Лондерс решил не применять гидролокатор, для того чтобы не выдать себя. Примерно в 10 часов утра британские моряки с помощью перископа обнаружили немецкую подлодку. В этот момент Вольфрам сам поднял перископ, пытаясь найти немецкие корабли, которые должны были сопроводить его в базу. К тому моменту U-864 шла только на одном дизельном двигателе, задействовав шноркель.

Носовая часть лодки U-864 недалеко от острова Федье, реконструкция

Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
 
[^]
gizphone
8.07.2021 - 09:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Выждав некоторое время, Лондерс в 10:50 объявил боевую тревогу. К тому моменту у него по-прежнему было недостаточно данных для проведения торпедной атаки. Командир Venturer знал только пеленг на цель, но также ему необходимо было получить данные о курсе, скорости и дистанции до цели. Venturer начала движение параллельным курсом правее немецкой субмарины.

Такое преследование продолжалось достаточно долго. Лейтенант Лондерс надеялся, что немецкая субмарина всплывет, превратившись в легкую цель для атаки. Однако время шло и стало ясно, что всплывать немцы не планируют. При этом двигалась U-864 зигзагом, скорее всего, на её борту уже подозревали о нахождении рядом вражеской подлодки. Руководствуясь полученной косвенной информацией, главным образом изменением пеленга до цели в зависимости от маневров собственной лодки, Лондерс постепенно смог прикинуть дистанцию до цели, а также скорость хода U-864 и примерный размер звеньев ломаной линии, по которой шли немцы.

Вычисления Лондерс проводил с помощью доступных ему подручных средств. Считается, что британский офицер применил инструмент собственного изобретения, который представлял собой специализированную версию круговой логарифмической линейки. Уже после завершения Второй мировой войны и сам инструмент, и метод выхода в торпедную атаку по пеленгам станут стандартной практикой.

Время от времени обе лодки продолжали поднимать перископ, эти моменты Лондерс использовал, чтобы уточнить пеленг до цели. На все расчеты и прикидки у британского офицера ушло примерно три часа. Этого времени хватило, чтобы он поверил, что достаточно хорошо изучил зигзагообразное движение U-864 и параметры её хода.

В 12:12 подводная лодка Venturer произвела четырехторпедный залп веером в рассчитанную точку с разводкой торпед по курсу и глубине. Интервал выхода торпед 17,5 секунд. На немецкой подлодке услышали шум идущих торпед и начали маневр уклонения с уходом в глубину.

Первые три торпеды прошли мимо цели, но четвертая обеспечила прямое попадание в U-864 в районе рубки.

Место гибели подводной лодки U-864

Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
 
[^]
gizphone
8.07.2021 - 09:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В 12:14 лейтенант Лондерс записал в бортовой журнал, что слышал громкий звук взрыва, с последовавшими звуками разрушения корпуса. А акустик британской субмарины доложил, что больше не слышит шума винтов немецкой лодки. От попадания и взрыва торпеды корпус немецкой субмарины U-864 разломился на две части. Лодка затонула на глубине примерно 150 метров.

Вместе с лодкой погибли 73 человека – все, кто находился на борту субмарины.

За эту результативную атаку, которая стала единственной в своем роде, когда обе подводных лодки находились под водой, лейтенант Лондерс получил планку повторного награждения к уже имеющемуся у него ордену «За выдающиеся заслуги».

Немецкие подводники получили могилу на глубине 150 метров в двух милях от норвежского острова Федье.

А норвежцы – большую экологическую проблему, с которой пытаются справиться до сих пор. Единого мнения о том, поднимать лодку и её опасный груз или законсервировать все обнаруженные останки прямо на дне, в Норвегии по-прежнему нет.
 
[^]
gizphone
8.07.2021 - 09:44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
Bormoglotik
8.07.2021 - 09:51
17
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 24.09.13
Сообщений: 155
Цитата (gizphone @ 8.07.2021 - 09:44)
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif

Было интересно, спасибо!
 
[^]
п0kkYиcT
8.07.2021 - 09:53
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.09.19
Сообщений: 1169
Цитата
Первые три торпеды прошли мимо цели, но четвертая обеспечила прямое попадание в U-864 в районе рубки.


Тема классная, но вот как определили что попала именно четвертая?

Это сообщение отредактировал п0kkYиcT - 8.07.2021 - 09:53
 
[^]
combatunit
8.07.2021 - 09:53
31
Статус: Online


The Drot

Регистрация: 7.09.12
Сообщений: 7939
Цитата (п0kkYиcT @ 8.07.2021 - 13:53)
Цитата
Первые три торпеды прошли мимо цели, но четвертая обеспечила прямое попадание в U-864 в районе рубки.


Вот как определили что попала именно четвертая?

Секундомером
Скорость торпед известна, расстояние до цели примерно есть. Торпеде, допустим, надо 40-50 секунд, чтобы пройти это расстояние.

Это сообщение отредактировал combatunit - 8.07.2021 - 09:55
 
[^]
Italianec74
8.07.2021 - 09:57
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.15
Сообщений: 1439
Цитата
А норвежцы – большую экологическую проблему, с которой пытаются справиться до сих пор.

да уж, сколько там ртути, но она наверное в емкостях
 
[^]
Lars575
8.07.2021 - 10:04
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.06.18
Сообщений: 5543
Класс. ТС а видео будет?
 
[^]
combatunit
8.07.2021 - 10:13
50
Статус: Online


The Drot

Регистрация: 7.09.12
Сообщений: 7939
Цитата (Lars575 @ 8.07.2021 - 14:04)
Класс. ТС а видео будет?

Сорри за вертикалку
Для нетерпеливых - момент попадания торпеды на 0:42


Это сообщение отредактировал combatunit - 8.07.2021 - 10:16
 
[^]
levvvv
8.07.2021 - 11:43
11
Статус: Offline


Лучший комментатор

Регистрация: 28.01.12
Сообщений: 2843
Цитата (combatunit @ 8.07.2021 - 14:13)
Цитата (Lars575 @ 8.07.2021 - 14:04)
Класс. ТС а видео будет?

Сорри за вертикалку
Для нетерпеливых - момент попадания торпеды на 0:42

Гад! gigi.gif
 
[^]
gelo71
8.07.2021 - 11:49
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.11.12
Сообщений: 1335
Тема интересная, но больше всего охренел от характеристик чуда враждебной техники. Не подозревал что лодка могла до Японии доплыть. Автору 100 грамм горилки agree.gif
 
[^]
Lars575
8.07.2021 - 12:01
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.06.18
Сообщений: 5543
Цитата (combatunit @ 8.07.2021 - 10:13)
Цитата (Lars575 @ 8.07.2021 - 14:04)
Класс. ТС а видео будет?

Сорри за вертикалку
Для нетерпеливых - момент попадания торпеды на 0:42

Охуенно. Меня укачало. Блюю но продолжаю смотреть.... SOS
 
[^]
Horizen8
8.07.2021 - 12:04
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.11.18
Сообщений: 17530
Цитата (combatunit @ 8.07.2021 - 10:13)
Цитата (Lars575 @ 8.07.2021 - 14:04)
Класс. ТС а видео будет?

Сорри за вертикалку
Для нетерпеливых - момент попадания торпеды на 0:42

При взрыве торпеды +/- на перископной глубине над водой водяной столб должен подняться.
Мало того, что вертикалка - так еще не тот пеленг снимали cool.gif
 
[^]
Альварес
8.07.2021 - 12:09
1
Статус: Offline


Augie Morosco

Регистрация: 12.10.20
Сообщений: 10794
Интересный эпизод морской войны.
 
[^]
adder38
8.07.2021 - 12:16
17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.16
Сообщений: 7281
На несчастье немцев, им попался противник с особо прокачанными мозгами. Мало того, что считать умел, так ещё и инстрУменты для счёта сам придумывал.
 
[^]
Щара
8.07.2021 - 12:36
3
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 16.05.18
Сообщений: 977
Цитата (п0kkYиcT @ 8.07.2021 - 09:53)
Цитата
Первые три торпеды прошли мимо цели, но четвертая обеспечила прямое попадание в U-864 в районе рубки.


Тема классная, но вот как определили что попала именно четвертая?

По времени
 
[^]
Nichls
8.07.2021 - 12:41
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.01.14
Сообщений: 4457
Очень интересная история.
Благодарю.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Rzorge
8.07.2021 - 12:48
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.10.10
Сообщений: 2012
Благодарю ТС. В детстве засмтаривался Капитаном счастливой щуки и Секретным фарватером. Кэп англичанин - просто молодец.
 
[^]
Терик
8.07.2021 - 13:10
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.02.16
Сообщений: 5839
Цитата (gizphone @ 8.07.2021 - 11:42)
Помимо этого, на борту лодки были чертежи субмарин типа ... Satsuki

Satsuki - не субмарина, а эсминец. А самое интересное тут- на кой хрен японцам везли ихние же чертежи, ихнего же древнего эсминца (выпуск 1925г), к тому же потопленного янками полугодом ранее? ))))))))))))

Но история интересная, спасибо !!!

Это сообщение отредактировал Терик - 8.07.2021 - 13:14
 
[^]
Izotop38
8.07.2021 - 13:18
16
Статус: Offline


Терракотовый пупырь

Регистрация: 22.02.16
Сообщений: 1341
Повез Вольфрам японцам ртуть
Чтоб возле Фиджи утонуть ... gigi.gif

Это сообщение отредактировал Izotop38 - 8.07.2021 - 13:18
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 23520
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх