Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
АГСчик
19.10.2019 - 13:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6041
66
11 пикч и букв отсюда

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
АГСчик
19.10.2019 - 13:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6041
1. Тигру не докладывали мяса…
Для начальника штаба УкрШПД этот вопрос во многом был достаточно личным. Летом 1941 года полковник Т. Строкач, тогда ещё заместитель наркома внутренних дел УССР, совместно со штабом Юго-Западного фронта отправлял первые партизанские отряды в немецкий тыл. В дальнейшем он продолжал руководить ими уже в роли начштаба УкрШПД. В советское послевоенное время взаимоотношения партизан и Большой земли было принято изображать в стиле «партия сказала „надо“, комсомол ответил „есть“». Но реальность партизанской войны была далека от этой благостной картины.

Прошедшие жестокий «естественный отбор» первых лет войны, когда из Москвы до большинства партизан долетали разве что редкие сводки Совинформбюро, многочисленные «батьки» и прочие «полевые командиры» не без оснований полагали, что им тут, на месте, виднее, как бить немца.

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?
 
[^]
АГСчик
19.10.2019 - 13:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6041
Поводов к подобным размышлениям у них порой набиралось изрядно. Например, однажды в соединение Ковпака в очередном грузе доставили пакеты с надписью «Молодому партизану». В пакетах ковпаковцы обнаружили устав ВЛКСМ, книжку «Спутник партизана», две-три брошюры и пять-десять конвертов. Реакция Ковпака была вполне ожидаемой.

«Ковпак, употребляя самые похабные слова в присутствии бойцов и хозяев дома, где помещается штаб, высказывал свое негодование к Украинскому штабу партизанского движения и к… руководителю штаба. Тут же Ковпак дал распоряжение своему заместителю по хозчасти Павловскому обратно запаковать пакеты в мешок и направить в Москву с надписью „Молодому партизану Строкачу от старых партизан“».
(из докладной записки капитана Короткова).

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?
 
[^]
АГСчик
19.10.2019 - 13:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6041
К этому можно добавить к этому постоянные склоки командиров отрядов между собой за аэродромы, позволявшие принимать грузы с Большой земли, и прочее. В общем, товарищ Строкач, уже будучи комиссаром ГБ, имел основания опасаться, что настоящие цифры будут отличаться от партизанских.

Однако первый результат получился с перекосом… в плюс. Изучение захваченных немецких документов и опросы работавших при немцах железнодорожников привели работников УкрШПД к выводу о том, что крушений было даже больше, чем сообщали партизаны. Общий итог превысил цифру из сводок примерно на 30 процентов.

Например, на участке Сарны-Ровно по данным штаба крушений было пять, а насчитали целых 40. На ветке Житомир-Фастов партизаны доложили о 24 крушениях, а проверка насчитала аж 120.

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?
 
[^]
АГСчик
19.10.2019 - 13:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6041
2.Спрячь за высоким забором…
Например, на одном из снимков был запечатлён вокзал города Овруч.

Здание в небольшом городке Житомирской области немцы очень основательно подготовили к обороне, обнеся деревянным забором. Впрочем, помогло это мало — в ноябре 1943 года город был взят в ходе совместной атаки частей 13 армии и партизан.



Это сообщение отредактировал АГСчик - 19.10.2019 - 13:43

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?
 
[^]
АГСчик
19.10.2019 - 13:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6041
Там, где вокзалов не было, «крепости» с гарнизоном в 30-40 человек просто строились вдоль дороги. Заодно по обе стороны полотна на 100-120 метров выбивался лес. Дополнительно между «крепостями» ставились еще минидзоты на двух человек.



Это сообщение отредактировал АГСчик - 19.10.2019 - 13:44

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?
 
[^]
АГСчик
19.10.2019 - 13:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6041
Однако даже такие меры предосторожности не спасали от партизанских мин. Например, машинист Васенович рассказал офицерам УкрШПД, как после большого крушения дорога была парализована на пять дней. Оставшиеся целыми 40 вагонов забрал другой паровоз с машинистом-немцем, но на следующем перегоне он попал на мину и отправился под откос, «где сейчас и лежит».

Это сообщение отредактировал АГСчик - 19.10.2019 - 13:44

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?
 
[^]
АГСчик
19.10.2019 - 13:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6041
Рассказ ещё двух машинистов позволил взглянуть на одну из уже известных диверсий «с другой стороны». Двадцать пятого октября 1943 года диверсионная группа партизан вышла на линию Овруч-Мозырь. Дорога охранялась, поезда пропускали «пакетами», друг за другом. Всё же партизанам удалось установить мину, после чего последовал эффект домино — в хвост подорвавшегося эшелона через несколько минут врезался следующий. Оба паровоза и более 20 вагонов были разбиты и отправились под откос.

Это сообщение отредактировал АГСчик - 19.10.2019 - 13:40

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?
 
[^]
АГСчик
19.10.2019 - 13:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6041
3.Эх раз, ещё раз…
Помощник машиниста Дмитриенко сообщил, что попадал в крушения на минах четыре раза. Больше всего запомнился ему подрыв в ноябре 1943 года, когда партизанская мина сработала под первой защитной платформой впереди паровоза. Первую платформу «разорвало и выбросило», вторую развернуло поперёк пути, а паровоз и ещё шесть вагонов сошли с рельсов. Паровоз отправился на капремонт, а восстановительные поезда двое суток ремонтировали повреждённые пути.

Ещё один машинист, Гудилко, сообщил, что подрывался целых пять раз. Его также спасали защитные платформы, принимавшие на себя основную силу взрыва — но от схода с рельсов паровоза и части вагонов эта мера предосторожности не уберегала даже при скорости движения 20 км/ч.

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?
 
[^]
АГСчик
19.10.2019 - 13:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6041
Завершал же доклад рассказ об одном из достижений партизан соединения Ковпака. В августе 1943 года им удалось поджечь на станции Олевск два вагона с порохом. На станции в тот момент находилось пять эшелонов, но растащить их немцы не смогли, потому что… партизаны забрали ключи от входных путевых стрелок. В итоге на станции сгорело 62 вагона, два паровоза и шесть легковых машин. Растаскивание обломков и восстановление движения заняло у немцев 20 часов.

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?
 
[^]
АГСчик
19.10.2019 - 13:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 6041
Наверное, если бы штаб присылал ковпаковацам и другим партизанам больше тола и меньше уставов ВЛКСМ, немцам пришлось бы ещё хуже. Впрочем «и так неплохо получилось».

у меня все

Это сообщение отредактировал АГСчик - 19.10.2019 - 13:43

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?
 
[^]
Тангут
19.10.2019 - 13:45
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.07.13
Сообщений: 5425
Хм... Интересный материал. Особенно про Ковпака.
ТСу - респект.
 
[^]
KepShepard
19.10.2019 - 13:52
5
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 18.11.15
Сообщений: 302
Интересная история. Хотелось бы побольше информации и подобных историй. ТС спасибо.
 
[^]
YuXa
19.10.2019 - 13:53
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.11.15
Сообщений: 2060
Цитата
Наверное, если бы штаб присылал ковпаковацам и другим партизанам больше тола и меньше уставов ВЛКСМ, немцам пришлось бы ещё хуже.

В ВЛКСМ ничего плохого не вижу.
 
[^]
Островский
19.10.2019 - 13:53
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.18
Сообщений: 8021
Ожидал очередного приступа разоблачизма.
Приятно удивлён. Спасибо!
 
[^]
Gorchutor
19.10.2019 - 13:53
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 24.03.17
Сообщений: 633
Тот редкий случай, когда пост реально интересен. ТС, спасибо!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
bobbax
19.10.2019 - 13:56
10
Статус: Offline


НемАсквич

Регистрация: 14.11.15
Сообщений: 18718
Цитата (YuXa @ 19.10.2019 - 13:53)
Цитата
Наверное, если бы штаб присылал ковпаковацам и другим партизанам больше тола и меньше уставов ВЛКСМ, немцам пришлось бы ещё хуже.

В ВЛКСМ ничего плохого не вижу.

Попробуй из устава выстрелить в немца, сразу увидишь.
 
[^]
offking
19.10.2019 - 14:20
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.01.16
Сообщений: 1522
Цитата (АГСчик @ 19.10.2019 - 13:37)
Например, на одном из снимков был запечатлён вокзал города Овруч.


Мой коллега ветеран ВОВ служил в 4-я гвардейской воздушно-десантной Овручской Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии, рассказывал что с аэростатов было страшнее прыгать с парашутом чем с самолёта, чем больше людей выпрыгивало тем больше корзина раскачивалась, геройский был мужик. А по теме Ковпак геройский был командир, один его рейд на Карпаты чего стоил.
 
[^]
ИванСамогон
19.10.2019 - 14:24
0
Статус: Offline


доцент НИИ "БЁТ"

Регистрация: 19.01.15
Сообщений: 7250
Цитата (bobbax @ 19.10.2019 - 13:56)
Цитата (YuXa @ 19.10.2019 - 13:53)
Цитата
Наверное, если бы штаб присылал ковпаковацам и другим партизанам больше тола и меньше уставов ВЛКСМ, немцам пришлось бы ещё хуже.

В ВЛКСМ ничего плохого не вижу.

Попробуй из устава выстрелить в немца, сразу увидишь.

да наповал! от смеха! lol.gif
 
[^]
KudiaD
19.10.2019 - 14:37
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.07.10
Сообщений: 1499
познавательно.... спс тс.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 2510
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх