После проведения операции по уничтожению "Тирпица" у нас остались шесть повреждённых "Ланкастеров". Два наименее повреждённых доставили в Кергостров, где в мастерских ВВС Беломорской военной флотилии под руководством главного инженера Кирьянова занялись их ремонтом и переделкой.
Всё вооружение с них сняли, заднюю турель зашили листами дюраля. Повреждённую носовую часть изменили: старый "ступенчатый" нос со стрелковой установкой заменили новым прозрачным обтекателем. Окраска осталась прежней, английской, только опознавательные знаки закрасили и сверху нанесли красные звёзды в чёрной окантовке. Обе машины переделывались однотипно.
Одна из них, с номером "01" досталась 16-му транспортному отряду (ТРАО), где эксплуатировалась до конца января 1945 года. "Ланкастер" летал на поиск подводных лодок, хотя и не нёс вооружения, на разведку отдалённых районов.
Экипаж составляли 4-5 человек: один или два пилота, штурман и два механика.
В августе 1945 года машину направили на Тихий океан, но она застряла в Красноярске из-за нехватки горючего. Пока ждали бензин война с Японией закончилась. Летом 1946 года этот "Ланкастер" перегнали в Ригу, в авиатехническое училище, как наглядное пособие. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Второй "Ланкастер" с номером "02" попал в 70-й отдельный транспортный полк (ТРАП) ВВС Северного флота. "02" после войны разбили на аэродроме в Измайлове, в Москве - бомбардировщик выкатился за пределы лётного поля, подломил шасси и повредил носовую часть. Восстанавливать второй раз его не стали и списали.
Так что "Ланкастеры" с красными звёздами успели совершить значительное количество боевых вылетов...
Жаль, что ни один из них не занял полагающего места в музее...