84. К следующим машинам никаких аннотаций не было. Выражаю отдельную благодарность
BattlePorQ за помощь в опознании этой техники. Итак: Слева БМ-14, справа БМ-21.
БМ-14 (Индекс ГРАУ 8У32) — советская реактивная система залпового огня 1950-х годов. Была создана для замены мобильных систем РСЗО времён войны новыми, более совершенными системами с неоперёнными стабилизированными вращением турбореактивными снарядами. Ракетная часть системы, снаряд ТРС-140, разрабатывалась КБ-2 МСХМ с 1947 года и была принята на вооружение 25 ноября 1952 года, вместе с колёсной боевой машиной БМ-14 на шасси грузового автомобиля ЗИС-151, разработанной СКБ МОП.
БМ-14 серийно производилась и поступала на вооружение стрелковых дивизий Советской Армии, а также в значительных количествах поставлялась на экспорт. Помимо базовой БМ-14, производившейся в нескольких вариантах, выпускалась версия БМ-14-17 с иным шасси и несколько отличающейся конструкцией пусковой установки, а 140-мм реактивные снаряды использовались также в буксируемой пусковой установке РПУ-14. Хотя с середины 1960-х годов в Советской Армии началась замена БМ-14 более современной РСЗО БМ-21 «Град», в ряде стран она всё ещё, по состоянию на 2010 год, остаётся на вооружении.
ТТХ:
Классификация реактивная система залпового огня
Шасси ЗИС-151, ГАЗ-63
ИсторияСтрана-разработчик СССР
РазмерыМасса без снарядов и расчета, кг 7000
Масса в боевом положении, кг 8200
Длина в походном положении, мм 6920
Ширина в походном положении, мм 2300
Высота в походном положении, мм 2650
Клиренс, мм 260
ВооружениеКалибр, мм 140,3
Длина ствола, мм 1370
Количество направляющих 16
Дальность стрельбы минимальная, м 1000
Дальность стрельбы максимальная, м 9800
Максимальный угол возвышения, град 50
Точность (рассеивание), м 1/200 по дальности
1/90 боковое
Скорострельность около ½—⅔ залпа в минуту
Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин. 1,5—2
Время залпа, с 7—10
ПодвижностьТип двигателя рядный
6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 92
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Колёсная формула 6 × 6
Боевая машина БМ-21 на базе грузового автомобиля Урал-375Д, она же РСЗО 9К51 «Град» — советская реактивная система залпового огня (РСЗО) калибра 122 мм. Предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей, решения других задач в различных условиях боевой обстановки.
ТТХ:
Классификация реактивная система залпового огня
Шасси семейства грузовых автомобилей Урал-375Д и Урал-4320
ИсторияСтрана-разработчик СССР
Год(ы) производства 1960 — 1988
Год(ы) эксплуатации 1963 — наши дни
Количество выпущенных, шт более 8500[1]
РазмерыМасса без снарядов и расчета, кг 10 870
Масса в боевом положении, кг 13 700
Длина в походном положении, мм 7350
Ширина в походном положении, мм 2400
Высота в походном положении, мм 3090
Клиренс, мм 400
ВооружениеКалибр, мм 122
Количество направляющих 40
Дальность стрельбы минимальная, м ОФС: 4000
КАС: 2500
УАС: 1600
Дальность стрельбы максимальная, м ОФС: 40 000
КАС: 33 000
УАС: 42 000
Площадь поражения, м² 145 000[2]
Максимальный угол возвышения, град 55
Точность (рассеивание), м При максимальной дальности СКО по дальности составляло 1/130, а боковое — 1/200.
Прицел Панорама орудийная ПГ-1М
Расчёт БМ, чел. 3
Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин. 3,5
Время залпа, с 20
ПодвижностьТип двигателя Урал-375
Мощность двигателя, л.с. 180
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 75
Запас хода по шоссе, км 750
Колёсная формула 6×6