Одними из первых до столицы добрались жители области Диз, находящейся в Турции. Именно они основали знаменитую на всю Москву ассирийскую «колонию» на Самотёке.
Далее появлялись всё новые места компактного проживания ассирийцев: Пресня и Тишинка были заселены ассирийцами из местности Джилу, на Большой Никитской улице и окрестных переулках жили выходцы из деревни Ко, что находится в районе Тал в Турции. Выходцы из Гявара компактно проживали в Замоскворечье, на Новокузнецкой улице и близлежащих переулках, на Октябрьской улице, а также в районе Сретенки вместе с жителями Диза и Барвара.
Уроженцы деревни Шапут вместе с выходцами из Гявара поселились на Мытной улице и т.д.
Жители местности Нудиз жили в районе Таганки и улицы Зацепа. Как видим, сложно было найти в Москве уголок, где бы ассирийцы не жили.
К тому моменту, когда большинство ассирийцев добралось до Москвы, Россия уже пережила две революции.
Началась Гражданская война. Разумеется, в эти годы нелегко пришлось всему российскому народу, а беженцам, не знавшим русского языка, оказавшимся вдали от родных мест и привычного уклада жизни, было тяжело вдвойне.
Однако ассирийцы довольно быстро освоились в новых условиях, ведь их жизнь на родине – в суровых горах Хаккяри, представляла собой сплошную череду испытаний, но с одним важным отличием – здесь, в Москве, они не гибли из-за своих религиозных воззрений.
Вскоре ассирийские беженцы, занимающиеся чисткой обуви, стали одной из наиболее колоритных и известных диаспор старой Москвы. При этом заметим, что вопреки устоявшемуся стереотипу далеко не все они занимались исключительно чисткой обуви.
К примеру, выходцы из Шапута, жившие на Мытной улице, занимались изготовлением и продажей кондитерских изделий, а жители Самотёки организовали производство обувной фурнитуры. Вот что об этом пишет этнолог С. Михайлов: «Могу рассказать и о случае из истории моей семьи, связанном с московскими ассирийцами … Мой прадед, Иван Петрович Михайлов благополучно вернулся с фронтов Первой мировой войны, но из-за слабого здоровья в 1928 году умер. Осталась вдова — моя прабабушка Раиса Ивановна, с двумя малолетними дочерьми на руках. Понятно, что ставить их на ноги было очень сложно.
За домом находился большой сарай, в котором ассирийцы-дизная из дома на Самотёке разместили производство обувной фурнитуры: шнурков, стелек и прочего. Ассирийцы предлагали работу жителям окрестных домов. Много работы на дом у них брала и моя прабабушка.
Для семьи, оставшейся без кормильца, такой дополнительный заработок был просто спасением. Она ставила наклепки на шнурки, шила стельки. С ассирийцами-дизная у нее, впрочем, как и у других соседей, сложились прекрасные отношения.
Ассирийцы часто приглашали их на свой праздник Мар-Шалыта, во двор дома в 3-м Самотёчном переулке» .
Несмотря на некоторую закрытость и патриархальность ассирийского общества, они всегда умели находить общий язык со своими соседями независимо от их уровня благосостояния, национальности или вероисповедания.
Постепенно жизнь в общине наладилась. В 1924 г. ассирийцы даже создали свою организацию – Всероссийский Союз Ассирийцев «Хояд-Атур» впоследствии известный как «Хаядта».
В Москве для приобщения беженцев к новым специальностям Союзом ассирийцев к 1926 году было создано девять предприятий: продуктовые магазины, гуталиновые мастерские, столовые, одно транспортное предприятие, чугунолитейный завод в Вешняках . Открывались школы с обучением на ассирийском, а на Сретенском бульваре у ассирийцев появился клуб.
Однако наступали тяжёлые годы репрессий. Как пишет С.М. Садо в своей книге «Материалы к биографическому словарю ассирийцев в России»: «Деятельность «Хаядты» прекращена в марте 1937 г., а в течение 1937-1938 гг. были арестованы и уничтожены практически все деятели Союза того периода как в Москве, так и в других городах, закрыты ассирийские школы, ассирийское отделение педагогического техникума в Армавире, ассирийские секции в нацсекторе «Учпедгиза» и других издательств. Прекращено издание единственной ассирийской газеты «Звезда Востока», выходившей в Тифлисе с 1928 г. Обвинения были стандартные по тем временам: антисоветизм, контрреволюционная деятельность, шпионаж, национализм, вредительство и тому подобное» . Разумеется, все эти обвинения не имели никакого отношения к советским ассирийцам, большая часть которых состояла из простых рабочих и крестьян. Всегда испытывая уважение и любовь к России, ассирийцы старались воспитывать в том же духе и своих детей. Даже ужасные репрессии 1937 г. не смогли взрастить в ассирийском народе ненависть по отношению к стране, которая стала их новым домом.
Именно поэтому в 1941 г. ассирийцы, как и представители многих других народов, пошли воевать, чтобы защитить свою родину от неприятеля (врага??).
Интересно, что когда началась Великая Отечественная война, ассирийцы-мужчины массово шли на фронт. Многие, у кого были иранские паспорта, стремились получить советские и отправиться на защиту своей новой родины .
В их числе два человека, удостоившиеся звания Героя Советского Союза – это Сархошев Сергей Абрамович и москвич Давыдов Ладо Шириншаевич.
Многие ассирийцы фронтовики были награждены орденами и медалями за проявленную храбрость в годы войны.
Среди уроженцев нашего города, прошедших войну, был и известный советский альпинист, ассириец по матери, Ерохин Игорь Александрович.
Несмотря на то, что ассирийцы хорошо интегрировались в советское общество, они продолжали следовать своим традициям, некоторые из которых шли в то время вразрез с официальной идеологией советского государства. Так, ассирийцы сохраняли свою веру. Конечно, в Москве не было ассирийских храмов, но они всегда свято верили в то, что Русская Православная Церковь и Ассирийская Церковь Востока – две братские церкви, поэтому регулярно посещали немногочисленные открытые храмы города, являясь едва ли не единственной постоянной их паствой.
Большая часть ассирийцев посещала храмы, находившиеся неподалёку от их места проживания. Так, ассирийцы Самотёки посещали церковь святого Пимена, что на Новослободской, а также храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище, где хоронили своих близких самотёчные, сретенские ассирийцы, а также жители дома №2 по Октябрьской улице.
Церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище посещали жители Пресни и Тишинки. Выходцы из деревни Ко, жившие в районе Тверского бульвара и Большой Никитской улицы посещали храм Воскресения, что в Брюсовом переулке. Жители Замоскворечья посещали храм Николая Чудотворца «в Кузнецах» и церковь в честь иконы «Всех скорбящих радость», что на Ордынке.
Когда к 1960-х гг. умер Биньямин – последний рукоположенный ещё в Турции священник Церкви Востока, ассирийцы ещё более широко стали обращаться для совершения треб к священникам из РПЦ.
Даже в годы самых жестоких гонений на Церковь ассирийцы продолжали крестить детей, венчаться, отпевать покойников.
Московские старожилы также помнят, как в своих дворах ассирийцы, выходцы из того или иного района или деревни в Турции, собирались с тем, чтобы отпраздновать день святого, чей престольный праздник отмечался в их деревне.
Интересно, что подобная традиция свойственна только ассирийцам, сербам и черногорцам, упомянутым выше.
В Сербии и Черногории такие праздники называют «слава», а у ассирийцев они называются «шара» и «духрана» (от шаhра – «бдение», духрана – «жертва»).
И если раньше в деревне такой праздник отмечался один раз в году, то в Москве шара и духрана проводят около 11-12 раз в течение года. Связано это с тем, что в Москве живут представители сразу многих деревень. Обычно традиция отмечать тот или иной праздник принадлежит одной семье, которая проводит его за свой счёт.
Гости могут вносить пожертвования, но никто никогда не принуждает оплачивать пребывание на таком празднике.
Именно благодаря проведению шара и духрана многие русские узнавали о культуре ассирийцев, ведь их музыка и танцы, кухня, язык, - всё это выглядело очень экзотично для патриархальной Москвы, так как ассирийцы не были похожи ни на один из народов Кавказа и Закавказья, известных в то время русским.
Традиция проведения праздников сохранилась и по сей день. Сегодня, на них часто бывают и представители других народов, живущих в Москве. Эти праздники стали одним из важных элементов сплочения ассирийцев – ведь именно здесь можно услышать ассирийские песни, станцевать ассирийские круговые танцы, попробовать блюда национальной кухни, а главное – пообщаться с соплеменниками.
Это сообщение отредактировал zeppelman - 24.02.2024 - 12:54