Московские рынки, которых уже нет

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) « Первая ... 2 3 [4] 5 6   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
dragonsha
24.02.2024 - 10:28
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.08.23
Сообщений: 1163
Такие интересные материалы и замечательные фото. Прекрасная тема. Благодарю ТС и добавивших!
Мне книги Гиляровского попали в руки уже довольно поздно. Но может это и к лучшему - прочитала их с огромным удовольствием. Причем с удивлением обнаружила там некоторые исторические анекдоты и описания Москвы, которые прежде прочитала у Акунина в серии про Фандорина. (да, я знаю, что Акунин вольно обходится с историей, но от этого не менее занимателен smile.gif ). Интересно стало взято это именно у Гиляровского или есть какие-то источники где брали оба писателя?
И ещё возник вопрос при чтении топика: если кто-то в курсе поясните, что за упоминания ассирийцев - их так много было?
 
[^]
dragonsha
24.02.2024 - 10:32
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.08.23
Сообщений: 1163
Цитата (Jel @ 14.02.2024 - 19:41)
Бывая в Москве очень люблю гулять по Замоскворечью. Кто знает, - там есть улицы Большая и Малая Татарские. Так случилось - и я татарин. Стала интересна топонимика. Поискал и вот:

Земляку - гран мерси за такие подробности! Как полутатарке весьма интересно. Впрочем, происхождение названий всегда очень увлекательно прослеживать
 
[^]
docentura
24.02.2024 - 10:55
6
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 15.03.10
Сообщений: 2415
А про Горбушку ничего нет!

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
docentura
24.02.2024 - 11:04
6
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 15.03.10
Сообщений: 2415
А знаменитый рынок автозапчастей в Южном порту!

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
docentura
24.02.2024 - 11:04
2
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 15.03.10
Сообщений: 2415
1.

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
dragonsha
24.02.2024 - 11:20
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.08.23
Сообщений: 1163
Цитата (docentura @ 24.02.2024 - 10:55)
А про Горбушку ничего нет!

А это не про неё?
Цитата
Известным местом, где можно было спокойно приобрести фирменный западный винил, был Клуб филофонистов в ДК Горбунова. В восьмидесятых годах он ничем не напоминал того буйства торговли 1990-х, когда на аллеях парка можно было купить любую музыку и кино на любых носителях.

В 1980-х его встречи были камерными и проходили внутри здания, более того, на входе нужно было приобретать билеты! На самом же деле именно там можно было купить самые свежие пластинки западного производства, разумеется, по умопомрачительным ценам. Интересно, что тогда практически никто не разбирался в таких тонкостях, как номера прессов, и свежие переиздания альбомов Pink Floyd 1970-х ценились выше, чем оригинальные пластинки.
 
[^]
zeppelman
24.02.2024 - 12:41
3
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36257
Цитата (docentura @ 24.02.2024 - 10:55)
А про Горбушку ничего нет!

Так ведь тема поста:
Московские рынки, которых уже нет. А Горбушка действует и поныне..
 
[^]
docentura
24.02.2024 - 12:45
2
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 15.03.10
Сообщений: 2415
Цитата
А Горбушка действует и поныне..

Рынка как такового уже нет. Есть торговый центр
 
[^]
green900
24.02.2024 - 12:46
3
Статус: Offline


Long Live Rock ’n’ Roll

Регистрация: 28.03.12
Сообщений: 2084
Цитата (zeppelman @ 24.02.2024 - 11:41)
Цитата (docentura @ 24.02.2024 - 10:55)
А про Горбушку ничего нет!

Так ведь тема поста:
Московские рынки, которых уже нет. А Горбушка действует и поныне..

Ввиду заинтересованности в теме не только москвичей, предлагаю не сужать рамки!

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
zeppelman
24.02.2024 - 12:47
3
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36257
Цитата (dragonsha @ 24.02.2024 - 10:28)
Такие интересные материалы и замечательные фото. Прекрасная тема. Благодарю ТС и добавивших!
И ещё возник вопрос при чтении топика: если кто-то в курсе поясните, что за упоминания ассирийцев - их так много было?

Одними из первых до столицы добрались жители области Диз, находящейся в Турции. Именно они основали знаменитую на всю Москву ассирийскую «колонию» на Самотёке.

Далее появлялись всё новые места компактного проживания ассирийцев: Пресня и Тишинка были заселены ассирийцами из местности Джилу, на Большой Никитской улице и окрестных переулках жили выходцы из деревни Ко, что находится в районе Тал в Турции. Выходцы из Гявара компактно проживали в Замоскворечье, на Новокузнецкой улице и близлежащих переулках, на Октябрьской улице, а также в районе Сретенки вместе с жителями Диза и Барвара.

Уроженцы деревни Шапут вместе с выходцами из Гявара поселились на Мытной улице и т.д.
Жители местности Нудиз жили в районе Таганки и улицы Зацепа. Как видим, сложно было найти в Москве уголок, где бы ассирийцы не жили.

К тому моменту, когда большинство ассирийцев добралось до Москвы, Россия уже пережила две революции.

Началась Гражданская война. Разумеется, в эти годы нелегко пришлось всему российскому народу, а беженцам, не знавшим русского языка, оказавшимся вдали от родных мест и привычного уклада жизни, было тяжело вдвойне.
Однако ассирийцы довольно быстро освоились в новых условиях, ведь их жизнь на родине – в суровых горах Хаккяри, представляла собой сплошную череду испытаний, но с одним важным отличием – здесь, в Москве, они не гибли из-за своих религиозных воззрений.

Вскоре ассирийские беженцы, занимающиеся чисткой обуви, стали одной из наиболее колоритных и известных диаспор старой Москвы. При этом заметим, что вопреки устоявшемуся стереотипу далеко не все они занимались исключительно чисткой обуви.

К примеру, выходцы из Шапута, жившие на Мытной улице, занимались изготовлением и продажей кондитерских изделий, а жители Самотёки организовали производство обувной фурнитуры. Вот что об этом пишет этнолог С. Михайлов: «Могу рассказать и о случае из истории моей семьи, связанном с московскими ассирийцами … Мой прадед, Иван Петрович Михайлов благополучно вернулся с фронтов Первой мировой войны, но из-за слабого здоровья в 1928 году умер. Осталась вдова — моя прабабушка Раиса Ивановна, с двумя малолетними дочерьми на руках. Понятно, что ставить их на ноги было очень сложно.

За домом находился большой сарай, в котором ассирийцы-дизная из дома на Самотёке разместили производство обувной фурнитуры: шнурков, стелек и прочего. Ассирийцы предлагали работу жителям окрестных домов. Много работы на дом у них брала и моя прабабушка.
Для семьи, оставшейся без кормильца, такой дополнительный заработок был просто спасением. Она ставила наклепки на шнурки, шила стельки. С ассирийцами-дизная у нее, впрочем, как и у других соседей, сложились прекрасные отношения.
Ассирийцы часто приглашали их на свой праздник Мар-Шалыта, во двор дома в 3-м Самотёчном переулке» .
Несмотря на некоторую закрытость и патриархальность ассирийского общества, они всегда умели находить общий язык со своими соседями независимо от их уровня благосостояния, национальности или вероисповедания.

Постепенно жизнь в общине наладилась. В 1924 г. ассирийцы даже создали свою организацию – Всероссийский Союз Ассирийцев «Хояд-Атур» впоследствии известный как «Хаядта».
В Москве для приобщения беженцев к новым специальностям Союзом ассирийцев к 1926 году было создано девять предприятий: продуктовые магазины, гуталиновые мастерские, столовые, одно транспортное предприятие, чугунолитейный завод в Вешняках . Открывались школы с обучением на ассирийском, а на Сретенском бульваре у ассирийцев появился клуб.

Однако наступали тяжёлые годы репрессий. Как пишет С.М. Садо в своей книге «Материалы к биографическому словарю ассирийцев в России»: «Деятельность «Хаядты» прекращена в марте 1937 г., а в течение 1937-1938 гг. были арестованы и уничтожены практически все деятели Союза того периода как в Москве, так и в других городах, закрыты ассирийские школы, ассирийское отделение педагогического техникума в Армавире, ассирийские секции в нацсекторе «Учпедгиза» и других издательств. Прекращено издание единственной ассирийской газеты «Звезда Востока», выходившей в Тифлисе с 1928 г. Обвинения были стандартные по тем временам: антисоветизм, контрреволюционная деятельность, шпионаж, национализм, вредительство и тому подобное» . Разумеется, все эти обвинения не имели никакого отношения к советским ассирийцам, большая часть которых состояла из простых рабочих и крестьян. Всегда испытывая уважение и любовь к России, ассирийцы старались воспитывать в том же духе и своих детей. Даже ужасные репрессии 1937 г. не смогли взрастить в ассирийском народе ненависть по отношению к стране, которая стала их новым домом.

Именно поэтому в 1941 г. ассирийцы, как и представители многих других народов, пошли воевать, чтобы защитить свою родину от неприятеля (врага??).
Интересно, что когда началась Великая Отечественная война, ассирийцы-мужчины массово шли на фронт. Многие, у кого были иранские паспорта, стремились получить советские и отправиться на защиту своей новой родины .
В их числе два человека, удостоившиеся звания Героя Советского Союза – это Сархошев Сергей Абрамович и москвич Давыдов Ладо Шириншаевич.
Многие ассирийцы фронтовики были награждены орденами и медалями за проявленную храбрость в годы войны.

Среди уроженцев нашего города, прошедших войну, был и известный советский альпинист, ассириец по матери, Ерохин Игорь Александрович.

Несмотря на то, что ассирийцы хорошо интегрировались в советское общество, они продолжали следовать своим традициям, некоторые из которых шли в то время вразрез с официальной идеологией советского государства. Так, ассирийцы сохраняли свою веру. Конечно, в Москве не было ассирийских храмов, но они всегда свято верили в то, что Русская Православная Церковь и Ассирийская Церковь Востока – две братские церкви, поэтому регулярно посещали немногочисленные открытые храмы города, являясь едва ли не единственной постоянной их паствой.

Большая часть ассирийцев посещала храмы, находившиеся неподалёку от их места проживания. Так, ассирийцы Самотёки посещали церковь святого Пимена, что на Новослободской, а также храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище, где хоронили своих близких самотёчные, сретенские ассирийцы, а также жители дома №2 по Октябрьской улице.

Церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище посещали жители Пресни и Тишинки. Выходцы из деревни Ко, жившие в районе Тверского бульвара и Большой Никитской улицы посещали храм Воскресения, что в Брюсовом переулке. Жители Замоскворечья посещали храм Николая Чудотворца «в Кузнецах» и церковь в честь иконы «Всех скорбящих радость», что на Ордынке.
Когда к 1960-х гг. умер Биньямин – последний рукоположенный ещё в Турции священник Церкви Востока, ассирийцы ещё более широко стали обращаться для совершения треб к священникам из РПЦ.
Даже в годы самых жестоких гонений на Церковь ассирийцы продолжали крестить детей, венчаться, отпевать покойников.

Московские старожилы также помнят, как в своих дворах ассирийцы, выходцы из того или иного района или деревни в Турции, собирались с тем, чтобы отпраздновать день святого, чей престольный праздник отмечался в их деревне.
Интересно, что подобная традиция свойственна только ассирийцам, сербам и черногорцам, упомянутым выше.
В Сербии и Черногории такие праздники называют «слава», а у ассирийцев они называются «шара» и «духрана» (от шаhра – «бдение», духрана – «жертва»).
И если раньше в деревне такой праздник отмечался один раз в году, то в Москве шара и духрана проводят около 11-12 раз в течение года. Связано это с тем, что в Москве живут представители сразу многих деревень. Обычно традиция отмечать тот или иной праздник принадлежит одной семье, которая проводит его за свой счёт.
Гости могут вносить пожертвования, но никто никогда не принуждает оплачивать пребывание на таком празднике.
Именно благодаря проведению шара и духрана многие русские узнавали о культуре ассирийцев, ведь их музыка и танцы, кухня, язык, - всё это выглядело очень экзотично для патриархальной Москвы, так как ассирийцы не были похожи ни на один из народов Кавказа и Закавказья, известных в то время русским.

Традиция проведения праздников сохранилась и по сей день. Сегодня, на них часто бывают и представители других народов, живущих в Москве. Эти праздники стали одним из важных элементов сплочения ассирийцев – ведь именно здесь можно услышать ассирийские песни, станцевать ассирийские круговые танцы, попробовать блюда национальной кухни, а главное – пообщаться с соплеменниками.

Это сообщение отредактировал zeppelman - 24.02.2024 - 12:54
 
[^]
green900
24.02.2024 - 12:48
3
Статус: Offline


Long Live Rock ’n’ Roll

Регистрация: 28.03.12
Сообщений: 2084
ПРИВОЗ

Торговля дефицитными колясками рядом с Привозом. 70-е. На месте сегодняшней автостанции

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
green900
24.02.2024 - 12:49
3
Статус: Offline


Long Live Rock ’n’ Roll

Регистрация: 28.03.12
Сообщений: 2084
Староконный рынок. Одесса

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
SESHOK
24.02.2024 - 12:49
4
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Тема наверно не одного поста, если с учетом эпох и расположения.

Воскресный торг на Трубной площади. 1900-е годы. Главархив Москвы

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
green900
24.02.2024 - 12:49
2
Статус: Offline


Long Live Rock ’n’ Roll

Регистрация: 28.03.12
Сообщений: 2084
Прилавки на Привозе

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
SESHOK
24.02.2024 - 12:50
3
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Некоторые торговые площади в Москве были известны с XIII—XVI веков. В конце XVIII века начал работу Немецкий рынок, а в XIX веке — Сухаревский и Смоленский рынки.

До революции 1917 года рынок на Старой площади мог похвастаться так называемой «обжоркой» — лавочками, кормившими по доступной цене ломовых извозчиков и рыночных торговцев: миска щей с хлебом стоила здесь 3 копейки, а миска каши — 2 копейки. Для сравнения, фунт мяса в 1914 году стоил 19 копеек. Вот как описывает происходившее там в то время литератор Иван Белоусов (1863–1930) в мемуарах «Ушедшая Москва»: «На Старой площади был развал — толкучка; сюда каждый день с раннего утра сходились старьевщики, которые ходили по дворам, выкрикивая: «Старого старья продавать»… можно было встретить самые разнообразные вещи: старомодный пуховой цилиндр, фрак или вицмундир, вышедшую из моды дамскую шляпку с перьями и цветами, изъеденное молью меховое пальто, распавшийся самовар и самые разнообразные вещи».

Торг на Страстной площади. Начало 1900-х годов. Главархив Москвы

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
SESHOK
24.02.2024 - 12:50
4
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
В те же годы на Немецком рынке в Лефортове расцвёл трактир «Амстердам», имевший скандальную репутацию: здесь можно было круглосуточно предаваться азартным карточным играм и увеселениям в обществе миловидных особ. Как писал публицист Дмитрий Покровский, «бесшабашное веселье, всенощные музыка и пение, не прекращавшаяся картёжная игра и никогда не запиравшиеся двери «Амстердама» быстро создали ему такую популярность в среде московских гуляк и кутил, что любой из них считал за стыд подолгу не бывать в «Амстердаме», не разделить времени с какой-нибудь из его прелестниц и не попробовать счастья в его беспардонной картёжной игре».



Торговые ряды в Марьиной Роще. 1913 год. Главархив Москвы


Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
SESHOK
24.02.2024 - 12:51
3
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
ухаревский рынок был известен своими букинистами. До переселения на «Сухаревку» торговцы старыми книгами собирались на Смоленском рынке. Московский букинист Афанасий Астапов (1840–1918) в своей книге «Воспоминания старого букиниста» писал, что это случилось почти сразу после отмены крепостного права.

Рынок постоянно разрастался, захватывая близлежащие переулки, поэтому уже 1915 году его суммарная площадь превышала четыре гектара. Легендарная толкучка продолжала существовать в годы НЭПа, сместившись в переулки Сретенки. В 1924 году Моссовет принял решение об упорядочении частной торговли и создании Новосухаревского рынка, который просуществовал до 1930 года.



Сухаревский рынок. Конец XIX — начало ХХ века. Фото П. Павлова. Главархив Москвы

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
SESHOK
24.02.2024 - 12:51
3
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Нередко рынки славились своими музыкантами. Так, на Смоленском рынке действовал трактир «Милан», где выступал петербургский хор так называемых «песенников» — фактически первый профессиональный эстрадный коллектив. Руководил им бывший крестьянин, певец, дирижер и музыкальный педагог Иван Молчанов (1809—1881).

Хор пользовался громадным успехом, а потому «Милан» не испытывал недостатка в клиентах. Гордостью же трактира на Немецком рынке были превосходный исполнитель русских народных песен Осип Кольцов и выступавший отдельным номером хор Ильи Соколова. У этих артистов были собственные поклонники, целенаправленно посещавшие их выступления.



Торговля у Сухаревой башни в Великую субботу. Фото Н. Щапова. 16 апреля 1905 года. Главархив Москвы

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
SESHOK
24.02.2024 - 12:52
4
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
После 1917 года многие старинные торговые точки и рынки прекратили своё существование, однако исключением стал Даниловский рынок, который сделали колхозным рынком нового образца. Свое название он получил от Даниловского монастыря, основанного в XIII веке сыном князя Александра Невского Даниилом. Возле монастырей с давних времен устраивали торг. По разным данным, Даниловский, как место торговли, существует с XIII–XIV веков.



Общий вид нового здания Даниловского рынка в день его открытия. Фото С. Трифонова. Москва. Октябрь 1987 г. Главархив Москвы

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
SESHOK
24.02.2024 - 12:52
3
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
В 1920-х годах вблизи рынка на месте деревянных домов шло строительство Хавско-Шаболовского жилмассива — одного из образцов советского авангарда. Созданием нового жилья занимались архитекторы творческой группы АСНОВА и немецкого Баухауса, а инженер Владимир Шухов возвёл рядом Шаболовскую телебашню.

В 1963 году Моссовет выпустил распоряжение об учреждении на месте стихийной торговли Даниловского колхозного рынка, а 9 января 1969 года Решением Моссовета был утверждён устав рынка в соответствии с принципами хозрасчёта.



Общий вид нового здания Даниловского рынка, в центре — встроенный павильон для мелкой розничной торговли. Фото С. Трифонова. Москва. Октябрь 1987 г. Главархив Москвы

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
SESHOK
24.02.2024 - 12:53
3
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
В 1970-х годах началось проектирование павильона. Архитекторами выступили Феликс Новиков и Гавриил Акулов, строительство здания было завершено в 1986 году. О строительстве павильона можно узнать из документов Главархива столицы. Так, в газете «Вечерняя Москва» от 28 мая 1986 года писали, что «На пересечении улиц Мытная и Серпуховский вал возводится Даниловский рынок. Новостройка будет выглядеть как огромный шатер. На колхозном рынке будут оборудованы хранилища с холодильными камерами, кладовые».



Уличный торговец. 1909 год. Главархив Москвы

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
SESHOK
24.02.2024 - 12:53
4
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Сегодня Даниловский рынок – один из самых популярных продуктовых рынков Москвы. Здесь можно не только купить необходимые продукты, но также посетить фестивали и ярмарки, отобедать в одном из нескольких десятков кафе и ресторанов и даже поучиться в кулинарной школе Джейми Оливера.



Вид торгового ряда с фруктами в новом здании Даниловского рынка в день его открытия. Фото С. Трифонова. Москва. Октябрь 1987 г. Главархив Москвы

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
green900
24.02.2024 - 12:58
2
Статус: Offline


Long Live Rock ’n’ Roll

Регистрация: 28.03.12
Сообщений: 2084
Цитата (SESHOK @ 24.02.2024 - 11:53)
Сегодня Даниловский рынок – один из самых популярных продуктовых рынков Москвы. ...

Ой шо вы начинаете

Очень редкое изображение Привоза 1969 года. Абрам Векслер

Московские рынки, которых уже нет
 
[^]
krisenish
24.02.2024 - 13:15
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.03.10
Сообщений: 3260
Я папу таскала на птичий рынок чуть ли не каждые выходные, типа посмотреть на животинок, а на самом деле в тайне надеялась, что папа не устоит от вида какого-нить щеночка)
Так в итоге и произошло) На птичке купили нашу первую собаку, как сейчас помню, как папа сказал, смотри какие глазки у него, как пуговки. До сих пор перед глазами та маленькая мордочка, торчащая из пальто продавца)
В общем, рабочая схема)

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
YokozunaI
24.02.2024 - 13:23
3
Статус: Offline


Буквоед

Регистрация: 5.06.19
Сообщений: 3704
Цитата (ТуманОФФ @ 14.02.2024 - 14:56)
Рынок в Лужниках или черкизон, его тоже уже нет

Это два разных рынка в разных районах Москвы.
Но на обоих я попадал в криминальные истории.
На одном даже поработал чуток.

Еще уже нет Басманного рынка. После обрушения.

Еще было полно рынков оптовых. В 90х. На одном я работал какое-то время. Тоже криминальных историй хватало.

Это сообщение отредактировал YokozunaI - 24.02.2024 - 13:26
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 20238
0 Пользователей:
Страницы: (6) « Первая ... 2 3 [4] 5 6  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх