«Мертвая женщина около Ландвер-канала» (1945). Фото: Евгений Халдей.
Эта фотография поражает меня обыденностью смерти. На набережной Берлина лежит мертвая женщина, типичная немка. Неясно, убили ее или она покончила жизнь самоубийством. В этом интрига снимка — что произошло с этой женщиной, кто она? Такое ощущение, что фотографию сделал не репортер Советской армии, а берлинский фотолюбитель, который гулял по набережной в солнечный день.
Женщина, по всей видимости, городская дама среднего класса, хорошо одетая, в шляпке, в перчатках, туфлях, рядом — саквояж и какие-то вещи. Если вспомнить теорию Ролана Барта, то мы видим тут «пунктумы», мельчайшие детали, за которые цепляется взгляд
: изгиб пальцев, то, как повернута ее рука. Мне нравится композиция кадра: две линии — черная (мост) и белая (бордюр), которые сходятся за деревьями.
Это абсолютная, каноническая смерть, как ее мог бы изобразить поэт или художник. Перед нами безвременная фотография, не привязанная к определенной эпохе или моменту, и в этом ее сила. Да, мы знаем, что снимок сделан в военное время. Но ведь война — это рутина, в ней нет ничего героического. Даже в войну люди живут обычной жизнью — разница только в том, что тебя могут убить, когда ты выйдешь за хлебом.