Дембельские сувениры. Я не про те, что покупались в чешских разных магазинах и т.п. Это само - собой и ничего интересного собой не представляет. А вот про те, которые бойцы делали своими руками стоит упомянуть. Обо всех, конечно, я не расскажу, но кое-что вот вспомнилось.
Заплетушки[u], например.
Делали много-много всякого. Брелоки для ключей, плётки, как их называли. Такие, квадратненькие в сечении, разной длины. Порой длинные - длинные, типа цепочек для ключей. Всяких рыбок золотых с хвостами богатейшими, жар - птицев таких, что и в сказках – то и не описывали, леших и прочих всяких чудов - юдов. Их было модно вешать на зеркала «блатных» автомобилей. Санитарных буханок, например, и даже командирских УАЗиков.
Вспомнили?
А плели их из трубочек для капельниц.
Единственным недостатком этих трубочек была их прозрачность. Оттенков было очень мало. От совсем прозрачных до желтоватых или немного в кремовый оттенок. Ну, слегка коричневенький. Такой, светло-шоколадный. Палитра, одним словом, была весьма узка. Ну, дык оно и интересней было. И ведь удавалось порой при такой-то небогатой гамме создавать шедевры практически. Выход, впрочем, из положения был найден весьма быстро. Солдатская смекалка, это знаете-ли…, атомная галактическая война – пук детский, если сравнивать.
Есть в природе, или был – не знаю, лак такой. «Цапон» его называли. На самом деле ничего цапанистого в лаке этом не было. Запах, разве. Лак то был из породы нитро… лаков. Но он тоже был бесцветный, т.е. желтоватый. НО!!! Прозрачный. А желтого в упомянутых трубочках хватало.
И вот в качестве красителя использовали пасту для шариковых авторучек. Из стержней. Благо в Чехословакии, к тому времени, водились стержни совсем уж экзотических цветов. Да и традиционные – синий, чёрный, зелёный, красный были яркими и нескольких оттенков. Умельцы даже смешивали эти пасты, и яркость регулировали количеством красящей пасты, добавляемой в лак.
Потом лак прогонялся через трубки и тот окрашивал их в требуемые цвета. Находились затейники, которые путём вращения трубки при производстве этого самого окрашивания, добивались внутри трубки спирального протекания лака. Я сам видел внутри трубки трёхцветную спираль.
Протягивали внутри трубки и нитки разного цвета. И сплетённые из тонких трубочек косички вставляли в другие, большего диаметра. А из тех уже сами заплетушки делали.
Опять же с диаметрами тоже проблемы были. Так варили, в буквальном смысле слова, и потом вытягивали, чтобы нужной тонкости достигнуть.
И ещё учтите, что все эти действия производились – во-первых, в «как-бы» свободное от службы время, во-вторых, в местах скрытых от глаз начальствующего состава, в-третьих…, впрочем, хватит и первых двух.
Для тех, кто понимает в чем заключалась сложность такого процесса в условиях срочной службы об этом рассказывать – время терять. А тем, кто не сталкивался – поясню, что такое, например, найти место, источник тепла, чтобы вода вскипела, плюс емкость, в которой вскипятить - сварить, потом надо разместиться, чтобы трубку разогретую вытянуть и остудить. И процесс иногда повторялся неоднократно. И ещё, например, после покраски нужно было время для «просушить» продукцию. И всё перечисленное надо делать скрытно от командирских глаз.
Да и сам процесс плетения занимал время. Совсем элементарные изделия делались руками, а что-то посложнее требовало всяких крючков, шаблонов и иных приспособлений и инструментов.
Непросто было умельцам творить, ох непросто. А творили, повторюсь, порой, шедевры, просто шедевры.
А уж, на какие ухищрения шли, чтобы исходники достать – это уже вообще не опишешь, не расскажешь. Праздником становился «день донора» - вот уж где раздолье было. А так, в основном, процветал подкуп должностных лиц и элементарное, простите, хищение социалистическо - медицинской собственности.
Но находились УМЫ!!!
Когда у нас в батальоне ввели должности замполитов рот, напомню, то приехали молодые лейтенанты. Из Львовского культпросветполитиического. Нам достался л-т Мурчак. Про него долго можно рассказывать. Но, если коротко, жуть он был ходячая. Вообщем настоящий и типичный для того времени политтруженник. Ничего не умеющий, зато всё знающий. Подловатый, верноориентированный, не брезгующий никакими методами типа вытряхивания тумбочек не "для порядка", а для "выявления и...." . Даже до чтения солдатских писем доходило. Как тех, что мы писали домой, так и тех, что из дома получали. Ну а команда «вывернуть карманы», была его любимой. И в то же время трусливый и всегда опасающийся «как бы чего не вышло». Но был, как у нас говорили «очкогрёб». Т.е. стремился ежесекундно исполнить прогиб любой степени. На этом его и «покупали».
Однажды, один из наших заплетушечников умельцев всех нас, его сослуживцев страшно удивил. Практически мы не просто, а ОХУиудивились!!! ОН!!! ПОДАРИЛ!!! ЗАМПОЛИТУ!!! ЁЖИКА!!! Ёжик – это вообще был высочайший пилотаж в плетении. Даже кот и то был проще в исполнении. На всё наши вопросы типа: «Зачем ты, Пашка?» он улыбался и говорил про то, что, мол, всё сами увидите.
Я не буду интриговать, а просто расскажу всё по порядку.
После этого нечаянного подарка, замполит с Пашкой стал разговаривать иногда. И не только о воинской дисциплине. Потому как служил Паша уже крайний период и был, как выражался наш ротный дуэт – «сладчайший» наш командир роты Арахискин и этот самый как его, с большой степенью издёвки, называл наш старшина – «верный боевой комиссар», литинант Мурчак – потенциальным сырьём для дисбата и закоренелым преступником. Хотя Пашка то, как раз, ничем таким плохим и не занимался. Был он вполне спокойным и ровным дедом. Молодёжь не обижал и на службу «забивал» в меру. Не больше и не меньше остальных. Дед есть дед. Но и не стелился перед старшими по званию и не стучал никогда. Ни на нас, ни на них.
А тут вдруг такой, нетипичный для «правильного деда» поступок.
Но прошло немного времени и всё стало на свои места. Пашка засел в ленкомнате. Забив на все наряды, занятия и прочие непрофильные военно-бытовые занятия. Мурчак, как безумный, стал таскать в упомянутое помещение всякие свёртки, банки и прочие коробки. Пашка, конечно же, был прижат и допрошен. Деваться ему было особо некуда и он, что называется «раскололся».
Развёл он замполита на его желании выгнуться в сторону большого батальонного зама. И предложил ему создать, в виде дембельского аккорда, большое эпическое панно. «Ленин на башне броневика в момент прибытия его в Петроград на Финляндский вокзал с группой товарищей». Пашка и товарищей предлагал сплесть. Но эскиз, на котором, в нижнем ярусе, были красиво изображены профили Троцкого и прочих Ильичёвых сотоварищей, а также рабочий, солдат и матрос, был замполитом обрезан по … самую башню броневика. Но и то, что осталось, требовало труда и усердия. Верхушка башни была – вырезана из пенопласта со всеми деталями. А фигура самого Ильича, должна была быть сплетена на каркасе с применением не только трубочек, но и других материалов.
Три!!! Три месяца замполит снабжал Пашку и через него всех ротных заплетушечников материалами и предоставлял им право (он же не знал, что после отбоя Пашка «делился поляной» с друзьями, а стукнуть заму на эту тему стукачи боялись, понимали и осознавали степень возможного возмездия) вполне легально этот материал обрабатывать.
Ну, а за месяц до увольнения, когда монументальное Пашкино творчество стало обретать вид ближе к законченному, стало ясно, что «это – типичное не то», как сказал зашедший в ротную ленкомнату, большой зам. И работы были свёрнуты. Но сколько же за эти три месяца шедевральных Пашкиных котов, собак и тех же ёжиков расплодилось и нашло место постоянной, по военному говоря, дислокации, в наших чемоданах—сорсчитать невозможно. И последователей-учеников Павел оставил предостаточно.
© Пенсионер "К чему приводит ИДЕАЛИЗМ или любовь к стране ВЕЧНОЗЕЛЁНЫХ ПОМИДОРОВ"
Это сообщение отредактировал ПЕНСИОНЕР - 22.03.2022 - 19:21