Про композицию и анализ картин и фотографий

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) 1 2 [3] 4 5 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
McWolf999
12.06.2020 - 19:14
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Про анализ изображённых людей и так уже написано много. Можно только сказать, что всё это было близко современникам художника. Примерно как если сейчас нарисовать баррикаду, на которой будут: дворник в оранжевой жилетке с лопатой, хипстер с бородой в очках без диоптрий, офисный работник и блоггер, который делает на фоне баррикады селфи для инстаграма.

Для начала можно проверить картину переводом в ч/б, этим способом сразу можно увидеть довольно много, например, обычно сразу виден центр композиции (самый светлый).

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:14
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Итак, тут центр композиции – женщина топлес (на золотом сечении 3/8), причём по яркости видно, что внимание как раз на топлес (белый край платья подчёркивает). Небо и флаг тоже яркие, но сильно отодвинуты от зрительного центра на 1/3.

Проверяем наличие вертикальной оси. Сверху точка видна, это место, куда уходит край флага, на эту точку указывает ружьё и рука мальчика с пистолетом. На точку внизу указывает ружьё женщины, пистолет мальчика, граница света и тени на платье и какие-то брёвна справа внизу.

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:15
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Горизонтальная ось, похоже, идёт по лицам, но, как я говорил, это не обязательное правило, а просто удобно. Думаю, что небольшой наклон осей нужен, чтобы показать динамику.

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:15
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Второй смысловой центр – мёртвый человек слева внизу. На него указывает ручка флага и вертикальная ось, которую задаёт буржуа в цилиндре: светлое лицо, белая рубашка и блик на ружье. Ну и сам лежащий – белое пятно, но, раз отодвинут далеко от 1/3, то главным центром уже быть не может.

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
tubdoc62
12.06.2020 - 19:16 [ показать ]
-33
McWolf999
12.06.2020 - 19:16
6
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Общая композиция оказывается треугольной. Линия нижней части треугольника задаётся светлыми объектами.

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:16
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Кстати, обратите внимание, что белая часть платья по форме и текстуре похожа на белые клубы дыма на заднем плане. Потом вспоминаем про поддержку объектов фоном.

Вообще, лично я считаю, что один из признаков классической живописи – это то, что про картину можно придумать историю. Про рекламную фотографию историю придумать нельзя, кроме «ну вот собрались и пафосно позируют». А про «Свободу, ведущую народ» можно. Хотя, конечно, и про картины Васи Ложкина тоже можно истории придумать.

Диагональное противопоставление.

Виктор Васнецов «Витязь на распутье».

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:16
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Как обычно, проверяем в ч/б. Судя по яркости, центр композиции - явно мужик на лошади.

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:17
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Проверяем по вертикальной и горизонтальной осям. Чтобы было виднее, можно посмотреть на ч/б:

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:17
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Горизонтальную ось часто задают горизонтом, но тут получилось интереснее: линия камней ниже горизонта, белое оперение стрел и грива коня. Вертикальная ось идёт от верхней точки, куда указывает штырь на шлеме, далее блики на оружии и нога коня. Плюс на нижнюю точку явно указывает линия головы коня и не так явно линия с черепами.

Удивит ли кого-то, что эти оси расположены на третях? Лично я не удивился.

Смотрим дальше. Если на картине есть прямые линии, то я первым делом смотрю, куда они указывают. Куда указывает копьё? На точку под черепом. Куда указывает линия головы коня, если линию продлить? В точку над черепом. Ещё одна вертикальная ось через вторичный смысловой центр.

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:17
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
По факту мы получаем противопоставление живого и мёртвого, а противопоставление проще всего делать по диагонали.

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:18
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
И это тоже типичный приём: главный центр композиции расположен на 1/3, а второй смысловой центр расположен на 1/4 формата по диагонали.

И это я ещё не разбирал вторичные оси. Например, видно, что линия задней ноги коня тоже указывает на центр.

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:18
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
В таких случаях студенты-дизайнеры обычно удивлённо спрашивают: «Неужели художники так всё рассчитывали?» От таких вопросов искусствоведы только мрачно скрипят зубами. Впрочем, студенты-художники старших курсов, которым такими вещами годами пилили мозги, тоже скрипят зубами.

Правильный ответ: «Да, рассчитывали». Не забываем, что, если вы только общую композицию можете обдумывать пару месяцев (ещё до первых набросков), то время у вас есть.

Жак Луи Давид, «Бонапарт на перевале Сен-Бернар». Смотрим на оси из каждой точки и видим, как объекты привязаны к осям, идущим из этих точек:

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:18
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Наполеон 2

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:18
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Наполеон 3

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:19
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Наполеон 4

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:19
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
А теперь всё одновременно:

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:19
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
И я далеко не уверен, что нашёл все оси.

Возвращаемся к диагональному противопоставлению. Григорий Мясоедов «Земство обедает» ("Уездное земское собрание в обеденное время"). Сюжет: когда-то крестьянам разрешили голосовать по разным мелким вопросам вместе с дворянами. В данном случае мы видим перерыв на обед этих депутатов. Пока снаружи крестьяне едят хлеб и лук, внутри в окне виден буфетчик или официант с тарелкой и винными бутылками.

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:20
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Теперь следим за руками. В первую очередь взгляд обычно падает на двух человек у стены. Как я уже говорил, сначала взгляд «пробегает» 4 точки на третях, и, скорее всего, «зацепится» за светлую рубашку. Но светлая рубашка – почти геометрический центр, с которого, как мы знаем, взгляд «съезжает». И внезапно оказывается, что настоящий центр композиции – сидящий человек в правой части примерно на 1/4. Помимо того, что он самый яркий, его подчеркнули осями. Горизонтальная ось – это все фигуры, вертикальная ось – яркий край двери (на нижнюю точку, кстати, тоже линия указывает).

Второй смысловой центр – официант в окне. По горизонтали он, конечно, на трети, но, поскольку в самом верху, то его подчеркнули белой тканью на подоконнике и вообще вертикальной осью. Горизонтальная ось дополнительно задаётся светлым бликом на крыше.

По итогу тоже диагональное противопоставление: одни внутри едят и вином запивают, другие на улице едят хлеб и лук.

Следующий фокус. Берём кадр из фильма (Игра Престолов). Обычно главных персонажей в кадре ставят на трети, но иногда можно увидеть и более интересные композиции. Что-то напоминает?

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
olegatron
12.06.2020 - 19:20
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.01.19
Сообщений: 5309
Интересно, понравилось!!!
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:20
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Да это же почти композиция «Земство обедает», только вместо двух людей у стены ваза с фруктами, а вместо «срезанного» окна наверху «срезанная» голова.

Правда, надо помнить, что в фильмах камера обычно немного двигается, поэтому не будет той точности, которую можно увидеть в картинах. Но общие принципы одинаковы. Кое-где можно видеть, что ось не одна точная, а, допустим, две. Или можно сказать, что ось одна, но широкая. В картинах так, наверное, делать не стали бы, но тут помним про двигающуюся камеру.

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:20
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
кадр 2

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:21
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Открытая и замкнутая композиции.

Очень кратко коснусь ещё одного момента. Если мы можем мысленно «продлить» картину за рамки, то это называется открытая композиция. Один из простых способов это сделать — это срезать какие-то объекты на краю, например, стол с предметами на нём. Резать, кстати, проще всего либо на треть, либо на две трети (не обязательно, но проще всего). В фильмах этот приём используется очень часто, например, на предыдущей картинке стол слева именно такой, срезан на треть. Приём используется для создания ощущения, что мир «продолжается» за пределами кадра.

Если же по краям кадра поставить какое-то обрамление (колонны, стены, густую листву деревьев), то есть, чёткий внешний контур, то это будет замкнутая композиция, и взгляд будет стремиться от краёв к центру. Можно использовать, если нужно подчеркнуть, что пространство действия небольшое или оно обособлено от других.

На эту тему есть очень много специализированной литературы.

Линии перемещения взгляда.

Также не будем забывать, что оси, «арматура», на которой построена композиция, прямые. А вот взгляд чаще двигается по кривым. И «гонять» взгляд по «тропинкам» вполне можно. Если отметить все заметные линии изгибов, включая границы света и тени, то эти «тропинки» становятся заметны. Какие-то «тропинки» можно условно считать основными, а какие-то сделаны, когда по основным взгляд уже «прошёл» и теперь разглядывает детали. Адольф Вильям Бугро «Литература и музыка»:

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:21
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Ещё Луис Ройо:

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
McWolf999
12.06.2020 - 19:21
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.05.20
Сообщений: 187
Так что, если, например, на одежде усилен контраст какой-то складки или где-то добавлен изогнутый блик, то обычно это не просто так.

Про основные виды композиции написано очень много книг, повторяться смысла нет. Но теперь уже понятно, на что смотреть. Главное – сначала постараться понять, как автор строил геометрию, не обращая внимания на форму. Есть, скажем, композиция, которую условно назовём «треугольником вниз».

Про композицию и анализ картин и фотографий
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 30027
0 Пользователей:
Страницы: (7) 1 2 [3] 4 5 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх