https://ymedvedev.livejournal.com/15307.htmlВ дни 70-летней годовщины снятия блокады Ленинграда вспомнил один вопрос, который меня давно интересовал, а именно: почему в портовом городе Ленинграде с таким количеством рек, озер и Финским заливом народ не спасся рыбной ловлей? Оказалось в Интернет на разных сайтах и форумах эта информация разбросана, и я решил её собрать в одном посте.
Начну из далека. В Урюпинске есть памятник козе, который жители поставили в благодарность животному, которое спасало население в трудные годы. В Костроме на центральной площади есть памятник собачке, которая вместе с пожарной командой до революции ездила по вызовам. Потом она погибла. А вот в Кронштадте есть памятник рыбке колюшке.
Колюшку не стоит путать с корюшкой. Колюшки, или колюшковые (лат. Gasterosteidae) — семейство рыб отряда колюшкообразных, насчитывающее 5 родов и примерно 8 видов. У всех представителей имеются колючки перед спинным плавником, брюшной плавник отсутствует у многих видов, или представлен одной колючкой и одним или двумя мягкими лучами, брюшной щит образован срастанием тазовых костей, чешуя отсутствует. При нападении хищника колюшки растопыривают свои острые спинные и брюшные шипы, обыкновенно плотно прилегающие к телу, и иглы эти вонзаются в пасть хищника. Так же взъерошиваются они и в драках между собой (что случается очень часто) и вообще в минуту опасности. В России чаще всего встречаются в реках, впадающих в Балтийское и Белое моря, в реках и озёрах Ленинградской области, в Онежском и смежных озёрах.
Так вот, в Кронштадте есть памятник именно колюшке. Чем же помогла эта рыбка жителям, если они прикрепили ей памятник? Именно прикрепили, а не поставили, т.к. он прикреплен около Синего моста обводного канала к боковине облицовочного камня набережной канала.
Вот что написано на сайте г. Кронштадт:
"В годы блокады эта маленькая колючая рыбка помогала тысячам людей, жившим в Кронштадте, преодолеть страшный голод. Когда запасы еды были на исходе, а всю более крупную рыбу в окрестностях выловили, жители острова Котлин придумали нехитрые блюда из крохотной колюшки. Это вроде бы никчемное для ухи создание, в изобилии обитающее возле Котлина, кронштадтцы во время войны вылавливали сачками, потому что через любые сети четырехсантиметровая рыбешка выскальзывала в воду. В условиях страшного голода перемолотые в мясорубке в фарш колюшки казались настоящим деликатесом. Котлеты из этой рыбешки жарили на ярко-оранжевом рыбьем жире, который добывали из нее же. Особым изыском считалась уха, сваренная из колюшки с добавлением рыбной муки. Этой рыбке кронштадтцы даже посвятили стихи: «Но до сих пор звучит хвала блокадной маленькой рыбешке, что людям выжить помогла».
Кстати, колюшка продолжает служить людям и в наши дни. Ее жир вовсю применяется в средствах для похудения, для производства линолеума, лаков и пластмассы."
Осуществлялся ли промышленный вылов рыбы в Ленинграде и окрестностях?
Из дневника А.В. Бурова // Лебедев Ю.М. По обе стороны блокадного кольца. СПб., 2005, с. 225
14 декабря 1941 г.
"Трест "Ленрыба" приступил к подледному лову. Даже план установлен: 10-12 тонн рыбы в сутки. План не слишком велик, но выполнить его не так просто, тем более что ловить рыбу на Финском заливе, на виду у врага. Ораниенбаумские рыбаки, начавшие подледный лов еще 22 ноября, в первый же день были обстрелены. Двое из них погибли. Пришлось обмундировать рыбаков так же, как разведчиков - в белые маскировочные халаты".
Еще запись из дневника от 9 июня 1943 года:
"Крупного успеха достигли ленинградские рыбаки. Трест «Ленрыба» досрочно выполнил план второго квартала."
По воспоминаниям некоторых горожан в блокадном городе существовали рыбные артели во время блокады. Другие это отрицают.
Нельзя, конечно, отрицать то, что сами люди проявляли инициативу и ловили удочками, кто жил ближе к воде. Ловили с барж и кораблей, на которых стояли зенитки. Собирали оглушенную рыбу после артобстрелов. Существуют воспоминания, что ловили корюшку в водных карьерах в Володарском районе. Встретилось мне интересное воспоминание (http://beloostrov.ru/forum/viewtop…) пользователя Вепс:
"Довелось в своей жизни побывать в шкуре таксиста. Не вспомню имя но, довелось однажды подвозить мужчину. По его рассказу в блокаду ему было меньше 10 лет, жил он у цирка на Фонтанке. Вот на против цирка разбомбили баржу с зерном, зерно доставали команда военных, ныряли и по мешку доставали, разорванные мешки остались на дне. Про зиму он ничего не говорил, но в теплое время там постоянно стояли рыбаки, большое количество зерна сыграло роль прикормки."
Еще свидетельство с того же сайта пользователя ГВС:
"Мой тесть,дай Бог ему здоровья,с лета 42го в Мойке ловил уклеек.Снасть примитивная -нитка, крючок,пробка-поплавок.Насадка-насекомые,в основном поденка и жучки.Более мелкие пацаны и занимались для него ловлей насекомых.В 42ом ему было 10 лет,уже доводилось сбрасывать с крыш зажигалки."
Еще свидетельство с того же сайта пользователя Николай58:
"Из рассказов моего деда.
В 1941г. ему было 33 года, служил на Ржевском полигоне, звание - капитан, жена, трое детей. Брали динамит , машину и глушили рыбу в ближайшем водоеме, рыбу раздавали семьям. Офицеры были на казарменном положении, в увольнение один-два раза в месяц, на два - три часа. Охотились тоже, на всё(вороны - воробьи), брал охотн. ружье выходил из дома и стрелял тут же около дома. Жили на Ржевке, это в те годы был пригород."
Еще свидетельство пользователя Leo33:
"А вот и рассказов моего деда, в Сестрорецке было категорически запрещено ловить рыбу и в лес ходить не знаю почему но он сошелся в выводе ,что боялись отравы, потому как немцы и финны рядом были, граница была всего,грубо говоря, пару км от Сестрорецка ,дед осенью купил много отрубей, для кур ,когда блокада началась все кур грубо говоря забрали они все зиму на отрубях и сидели."
Что касается судов, то большинство их использовались для военных целей или для доставки продуктов в город по Дороге жизни (машины использовались на Ладоге только зимой). Разумеется было выгоднее их использовать для доставки десятков тонн разнообразных продуктов и материалов, чем только для ловли рыбы, которая не была гарантирована.
Привожу цитату, которая проливает свет не только на возможности ленинградского флота в годы блокады, но и на другие важные вопросы из статьи Николая Савченко
http://beloedelo.ru/researches/art… ("Власть и снабжение блокадного Ленинграда"):
"Пора нам указать и главную причину недостаточного снабжения города. О ней, главной, ни один советский исторический труд о блокаде не говорил никогда. Основной причиной скудного снабжения блокадного Ленинграда в начале блокады были слишком малые поставки продуктов из тыла, а не транспортные, организационные или логистические проблемы самого города или Дороги жизни. Для доказательства этого попробуем привести некоторые факты и подробности.
Имел ли Ленинград возможности для перевозки 1500 тонн в день продуктов по Ладожскому озеру? В статье «Две блокады» М. С. Солонин уже приводил статистику наличия буксиров и барж на Ладожском озере к началу блокады со ссылкой на книгу Ковальчука В. М. «Ленинград и Большая земля». Важно отметить, что при средней по Северо-Западному Речному Пароходству (СЗРП) грузоподъемности баржи в 500 тонн и наличии 29 озерных и 100 речных барж, достаточным для города было обеспечение трех рейсов груженой баржи в день на расстояние в 60 км от Новой Ладоги до Осиновца. При скорости транспортировки в 8 узлов (14,4 км в час) путь из одного пункта назначения в другой занимал 4 часа.
При более внимательном рассмотрении вопроса оказывается, что точка зрения Солонина имеет под собой еще более веские основания. Дело в том, что при оценке возможностей Ленинграда по транспортировке через Ладогу вдобавок к плавсредствам СЗРП необходимо учитывать еще и возможности Ладожской военной флотилии, треста «Ленрыба» и Ленинградского областного пароходства. До сих пор в дискуссии о снабжении блокадного Ленинграда это не было сделано. И если в отношении буксиров и барж СЗРП может еще казаться убедительным аргумент возражения, что они в основном не были предназначены для плавания вне ладожских каналов по бурному озеру, то в отношении рыболовецких судов и кораблей Ладожской военной флотилии этот аргумент уже не может считаться весомым. Так, в числе канонерских лодок Ладожской военной флотилии действовали 5 однотипных кораблей, переделанных в июле-августе 1941 года из грунтоотвозных барж. Это были корабли немецкой постройки 1939 года водоизмещением 1140 тонн «Бира», «Бурея», «Селемжа», «Олекма», «Нора». Сохранились и опубликованы воспоминания работников Адмиралтейского и Балтийского заводов, участвовавших в переоборудовании этих кораблей. Рассчитанные первоначально на загрузку большого количества грунта от дноуглубительных снарядов эти корабли и с вооружением сохранили возможность перевозки не менее, чем 150 тонн груза каждый. Вместе с ними действовали «Конструктор», ранее бывший эсминцем «Сибирский стрелок», водоизмещением 650 тонн, и «Шексна» водоизмещением 410 тонн, ранее бывший финским ледоколом. Кроме того действовал отряд транспортов, переоборудованных из пассажирских теплоходов вместимостью 350 человек каждый, из которых пароход «Чапаев» имел грузоподъемность около 250 тонн. Очевидно, что раз корабли Ладожской военной флотилии могли всю войну выполнять боевые задачи, не боясь бурных вод озера, то перевозки продовольствия на расстояние в 60 км им были также по плечу.
Кроме кораблей Ладожской флотилии нельзя не упомянуть и возможности треста «Ленрыба». На Ладожском озере имелось значительное количество рыболовецких мотоботов и шхун, рассчитанных на то, чтобы не бояться сильного волнения, ведь иначе они не могли бы ловить рыбу на озере. Некоторые из них были мобилизованы, вошли в состав военной флотилии и прослужили всю войну, не будучи разбитыми волнами. Среди них можно упомянуть мотоботы «Дельфин» (водоизмещение 25,5 тонн), «Коммунист» и «Комсомолец» (38,8 т), мотоботы № 16, № 34 и № 35 (20 т), № 19 и № 20 (75 т), «Навигатор» (23 т), № 22 (данные о водоизмещении не сохранились), ЭМКАТЩ-197 и 198. Кроме упомянутых кораблей в ведении треста «Ленрыба» оставалось еще значительное количество кораблей подобного класса, рассчитанных на перевозку рыбы и потому способных к доставке продовольствия. Загрузка и разгрузка 7-10 тонного груза муки в мешках с мотобота подобного класса бригадой грузчиков занимает 15-20 минут вдобавок к 3-4 часовому рейсу. Главное, чтобы в пункте отгрузки эта мука была."
Это сообщение отредактировал chda - 25.03.2018 - 07:56