Чего ожидать белорусам в случае крымской войны?****
Ближайший союзник Кремля Минск пока молчит
Между тем для Александра Лукашенко наступает момент истины. Одно дело — абстрактно рассуждать в духе «Майдана мы не допустим», другое — занять позицию в ситуации, когда ближайший военно-политический союзник Беларуси, большой партнер по ОДКБ, вторгается на территорию южной соседки той же Беларуси, а международное сообщество дружно квалифицирует это как интервенцию.
Минску эта война против шерсти Российские и белорусские генералы не единожды устраивали имитационные войнушки с условными супостатами, пугая поляков и прибалтов, и на полигонах все у постсоветских союзников получалось тип-топ. Но здесь, в украинском вопросе — совсем другой коленкор.
С одной стороны, белорусским «братьям по оружию» вроде как положено идти в фарватере Москвы, тем более что только от ее милости зависит, не рухнет ли завтра
все менее конкурентоспособная экономическая модель Лукашенко. С другой стороны, на Украину сильно завязаны внешнеэкономические интересы Беларуси: в прошлом году товарооборот составил около семи миллиардов долларов при большом положительном для нас сальдо.
Да и вообще, тут уже, при всей интеграционной риторике белорусского руководства, и у него наверняка холодок между лопатками: вот он, оскал империи! Какие договоры с ней ни подписывай, завтра этот медведь может разъяриться и ударить лапой по суверенитету любой страны, которую в Кремле считают зоной своих интересов.
Тут вот еще какой пикантный момент. Россия в 1994 году по Будапештскому меморандуму выступила гарантом независимости и целостности Украины. Точно такие же гарантии Москва вместе с Вашингтоном и Лондоном дала тогда в благодарность за отказ от ядерного оружия и Беларуси. Но если сегодня этот договор попирается в отношении Киева, то, получается, и Минск не застрахован от такого же вероломства восточного «гаранта».
Выкрутят ли Лукашенко руки?
Здесь сразу просится параллель с событиями 2008 года, когда Кремль выкручивал руки, требуя поддержать итоги войны с Грузией, признать Абхазию и Южную Осетию.
Лукашенко уперся и не признал. Хотя позже выдал тайну: у него с тогдашним российским президентом Дмитрием Медведевым был торг на предмет того, готова ли Москва компенсировать издержки от неизбежного в таком случае ухудшения отношений с Западом (можно подумать, без этого они были блестящими!)
Медведев проплаты не пообещал, и на том дело заглохло. Лукашенко же выпустил политзаключенного Александра Козулина и вскоре вместе с оттепелью в отношениях с ЕС и США получил от МВФ кредит в 3,5 млрд. долларов.
Но теперь ситуация по многим параметрам иная. Экономическая зависимость Беларуси от Москвы усилилась, а с ЕС и США даже в случае освобождения нынешних политзаключенных (как видим, без этого «джентльменского набора» белорусскому режиму в силу его природы обходиться трудно) быстрого и большого прогресса обозреватели не сулят.
МВФ же деньги если и даст, то лишь под болезненные реформы, которые Лукашенко не по нутру как вообще, так и перед президентскими выборами в особенности.
Поэтому в случае если Россия все-таки оторвет Крым, Минск на каком-то этапе может быть прижат к стенке настолько, что будет вынужден скрепя сердце признать бутафорскую независимость или даже аннексию этой территории.
В Бордюже заговорил российский генерал Тем временем генсек ОДКБ Николай Бордюжа 28 февраля высказался в унисон российскому МИДу и парламенту: бросил камень в новые власти Украины за то, что нарушили соглашение об урегулировании, подписанное с Виктором Януковичем, и вообще «по существу не признают легитимность законно избранного президента Украины».
Заметьте: в ОДКБ входят, кроме России, еще пять стран, включая Беларусь, но их мнения, кажется, никто особо не спрашивает. В генсеке ОДКБ заговорил российский генерал-полковник.
Между тем вряд ли одобрительно смотрит на эти милитаристские упражнения Путина, например, Нурсултан Назарбаев: в Казахстане есть регионы, где, как и в Крыму, преобладают этнические русские. Да и в Беларуси против российской интервенции в Крым настроены не только оппозиционеры, властям такой поворот событий тоже против шерсти.
Похоже, в ОДКБ (да и во всем СНГ) вообще не найдется ни одной страны, готовой рукоплескать России в связи с ее действиями в Крыму. Вот вам и «братство по оружию».
Белорусский суверенитет тоже под ударом Но проблема национальной безопасности, сохранения суверенитета Беларуси носит комплексный характер. Самое страшное сегодня — дотационная привязка, недееспособность экономической модели, что заставляет идти на уступки, втягиваться в интеграционные проекты Путина.
У Кремля нет нужды добиваться чего-то в Беларуси силовым способом. Она и так сползает в эту ловушку.Если Россия дерзнет захватить Крым, то в плане имиджа терять ей будет нечего, так что при нужде на каком-то этапе Беларусь вполне могут «превратить в восьмой федеральный округ».
Реформам и улучшению отношений с Западом препятствует то,
что задача № 1 для Лукашенко — сохранение личной власти. «Нет ни ресурсов, ни политической воли, чтобы отстроиться от Москвы»
Таким образом, события вокруг Украины снова заостряют самую больную политическую проблему Беларуси. А именно: пока здесь господствует недемократический персоналистский режим, пристаканившийся к российским ресурсам, суверенитет страны будет оставаться под ударом.
К слову , у белорусского общества, совсем как у российского орла, две головы, повернутые в противоположные стороны. Речь идет о геополитических предпочтениях.
36,6% против 44,6% — в такой пропорции распределились в декабре ответы на традиционный провокативный вопрос НИСЭПИ: «Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский союз, что бы Вы выбрали?».
Итак, перевес на стороне европейского выбора. Но не особо большой. И потом, хотелки хотелками, но реально в ЕС белорусов никто не зовет. Беларусь обречена на Россию.
Как не оказаться на задворках ни у Кремля, ни у ЕС? Здравый смысл подсказывает: даже в случае смены власти страна в обозримой перспективе не сможет экономически отвязаться от России (да и политически та будет до последнего держать мертвой хваткой). Брюссель никогда не заменит Москву в плане дотаций. Между тем, чтобы поднять конкурентоспособность белорусской экономики, нужны, кроме воли к реформам, огромные вливания и время.
При этом и мягкое дистанцирование от России даже после Лукашенко проблематично: та поставит вопрос ребром, пригрозит краником. Здесь, скорее всего, будут ее военные базы.
И где гарантия, что на фоне экономического хаоса, обнищания и замерзания без газа власть в Беларуси не возьмет псевдоспаситель — еще больший популист, еще более «пламенный интегратор», чем первый президент, — чтобы в итоге окончательно сдать страну Москве (если не юридически, то де-факто)?
Да, в состав России большинство белорусов сегодня не хочет, но и голый лозунг «Беларусь — в Европу!» не дает ответа на животрепещущие для них вопросы. А вот как вырваться из геополитического капкана, не погубив страну, критики Лукашенко внятно не артикулируют.
Может, тот, кто предложит четкую программу развития Беларуси на стыке интересов Москвы и Запада — при реальном геополитическом балансе, без превращения в задворки как России, так и ЕС, — как раз и воплотит в глазах сограждан ту «третью силу», о запросе на которую говорят социологи? И возможно ли в принципе это развитие «на стыке», при разумном сочетании геополитических векторов?
Нынешняя власть такими вопросами не заморачивается, но она не вечна, так что впереди у белорусов может быть коллизия похлеще украинской.
Александр КЛАСКОВСКИЙ ©
Это сообщение отредактировал akelapromah - 2.03.2014 - 13:01