Иван Кожедуб, трижды Герой Советского Союза, сбил 64 вражеских самолета. Александр Покрышкин сбил 59 вражеских самолетов. Даже если предположить, что счета сбитых машин советскими асами – это преувеличение отечественной пропаганды в целях поднятия боевого духа, то они все равно не идут в сравнение со счетом немецких летчиков. Если верить данным люфтваффе, в Германии было не менее 104 летчиков со счетом сбитых машины более ста. При этом Эрих Хартманн сбил 352 машины… Как такое вообще возможно и почему между асами СССР и Рейха такая пропасть?
В первую очередь разница в подсчетах сбитых машины между немецкими и советскими летчиками продиктована разницей подсчета очков. В ВВС СССР существовали отдельные понятия индивидуальной и групповой победы. Счет по ним велся раздельно. А вот в немецком Люфтваффе индивидуальные победы и групповые не разделялись и просто шли в общий зачет. Так что, если нацистское крыло «мастеров» из пяти самолетов сбивало один советский Ил-2, то он шел в зачет каждого участника воздушного боя. В то же время, если советское крыло каких-нибудь Ла-5 сбивало один немецкий «Фокке-Вульф», то каждый пилот получал риску за групповой бой, а вот звезду за сбитого – только один из участников боя. Кому причислялась победа? Это решал воинский коллектив. Получал звезду за сбитого тот, кто сделал это непосредственно, а в неочевидных ситуациях - самый продуктивный пилот по мнению товарищей.
Второй важный момент – это принцип подсчета «собранных голов». В Советском Союзе старались записывать в счет гарантированно сбитые машины противника. Более того, засчитывались еще и не все немцы, так как командование чаще всего требовало наличие железного подтверждения уничтожения немецкого самолета. А вот с этим могли быть проблемы, особенно если самолет падал по ту сторону фронта. В Германии же записывались в счет не только сбитые машины, но и воздушные победы. Если какой-нибудь советский Ил выходил из боя с дымкой и мотора – это уже считалось победой и прибавкой к счету. В этом был, с одной стороны, свой резон - машина выведена из строя. Однако, было и «жульничество», ведь такой самолет вполне мог вернуться на родной аэродром на ремонт.
Третий момент – этот момент начала подсчета побед. В Советских ВВС «счет голов» велся от начала конкретной войны и заканчивался после ее окончания. В Люфтваффе подсчет воздушных побед у летчика велся в течение всей его карьеры. Так что Великую Отечественную войну многие немецкие асы начали с уже открытым счетом. Некоторые вели его и вовсе со времен Гражданской войны в Испании 1936-1938 годов.