В руках Покрышкина любой самолет был хороший.
Во всяком случае, после прочтения книг самого Александра Ивановича, складывается именно такое впечатление.
У него в текстах не встречаются жалобы на технику. Наоборот, есть теплые слова про многие модели, на которых он летал.
Не будем брать учебный У-2, это азы всех летчиков того времени. Возможно, в училище осваивал и другие бипланы Поликарпова.
А так:
И-16, на котором начинал службу. Один раз, уже в военное время, Покрышкин перегонял И-16, причем с риском для себя - летное обмундирование на нем было нового образца, для закрытой кабины, вместо маски для зимних полетов в открытой кабине "ишака". Это вылилось в несколько дней пребывания на больничной койке фронтового госпиталя.
МиГ-3, на который переучился прямо перед началом Великой Отечественной. А ведь встречались сетования на этот самолет, мол, только на высоте на что-то способен. Но сам Покрышкин освоил эту модель на отлично, и других заставлял осваивать все до мелочей. А как он, рискуя, пытался спасти свой поврежденный в бою МиГ-3, севши на окруженной территории! Надо искренне привязаться к машине.
Потом последовало переучивание на Кобру. На ней он долго воевал.
Но помимо этих моделей были и другие.
Его пытались пересадить на штурмовик Ил-2, даже были вылеты на нем. Но Покрышкин отказался, сославшись на то, что тяжелый и не такой маневренный, как истребитель, самолет не подходит под темперамент и стремление его как летчика.
Несколько эпизодов связаны с освоением и полетами трофейного Мессершмитта-109. Покрышкин старательно облетывал немецкий истребитель, отмечая его сильные и слабые стороны, выискивая, на каких маневрах он обходит советские истребители, а в каких проигрывает. Потом он на Мессере совершал разведывательные полеты, не таясь германских войск, но рискуя быть сбитым советскими "охотниками" и зенитчиками. Этот эпизод практически без изменений потом вошел в легендарный фильм Леонида Быкова "В бой идут одни старики...".
Будучи отозванным на несколько дней с фронта, в тылу Покрышкин получил предложения облетать новые модели истребителей Яковлева и Лавочкина. Як-3 получил высокую оценку летных качеств, но был подвергнут критике за его вооружение. По мнению Покрышкина, 3 пулеметные точки позволяют воевать с истребителями, но для атак на тяжелые многомоторные бомбардировщики и мощные хорошо защищенные ФВ-190 вооружения явно недостаточно, чтобы надежно поразить цель с одной очереди.
Ла-5 был высоко оценен и по летным данным, и по вооружению. Причем сам конструктор Семен Лавочкин в личной беседе просил Покрышкина не утаивать замечания, а говорить все как есть, любую малость.
Размещено через приложение ЯПлакалъ