2 декабря 1941 года затонул лайнер «Иосиф Сталин». Это была одна из самых крупных катастроф в истории советского мореходства. На исходе 1941 года захват немецкими войсками Прибалтики создал угрозу для полуострова Ханко (на юго-западной оконечности Финляндии), где находилась советская военная база, представлявшая собой один из важных опорных пунктов на дальних подступах к Ленинграду. Противник попытался внезапным штурмом овладеть Ханко еще в начале войны, но был отбит и перешёл к длительной осаде, систематически обстреливая полуостров артиллерийским и миномётным огнем. В конце концов было принято решение эвакуировать гарнизон.
Вывод с этого кусочка балтийской земли 25-тысячной группировки советских войск происходил в несколько этапов. Последних защитников Ханко вместе с местными жителями было решено вывезти на корабле «Иосиф Сталин». Этот семипалубный товарно-пассажирский турбоэлектроход был построен в 1939 году в Амстердаме для Балтийского государственного морского пароходства (линия Ленинград—Лондон).
«Иосиф Сталин» покинул порт Ханко перегруженным. На его борту находилось 5589 пассажиров и 108 человек экипажа, при штатной пассажировместимости 512 человек. Конвой состоял из двух эсминцев, шести тральщиков, семи катеров морских охотников и четырех торпедных катеров.
При 7-балльном штормовом ветре и слепившей глаза вьюге тральщики разминировали канву для прохождения советских минных полей. В 01.14 при перемене курса трудноуправляемый «И.Сталин» вышел из протраленной полосы, у его левого борта раздался взрыв мины, который сразу же вывел из строя автоматику управления рулями. Судно, двигаясь по инерции, вновь оказалось в советском минном поле. Через две минуты вторая мина взорвалась с правого борта лайнера. Затем последовал третий взрыв, четвёртый…
Сразу же после первого взрыва капитан Николай Степанов приказал закрыть металлические перегородки, но спасти корабль было уже невозможно. У «И.Сталина» отвалились и затонули носовая часть и корма, уцелела только середина судна, забитая людьми – мертвыми, живыми и ранеными. Ввиду сильного шторма и стихийной посадки, советскими кораблями охранения было принято на борт около 160 человек.
Вдобавок ко всем бедствиям финская батарея Макилуото открыла артиллерийский огонь по нашим кораблям. От попадания 12-дюймового снаряда на лайнере произошла детонация боеприпасов, в результате чего погибло почти половина находящихся на судне людей. Во время обстрела кто-то на верхней надстройке выбросил белую простыню, но его тут же застрелили. Порядок на судне наводил комендант транспорта «И.Сталин» капитан-лейтенант Галактионов, командовавший 50 вооруженными автоматами краснофлотцами. Им несколько раз приходилось открывать огонь по паникёрам.
На неуправляемом судне оставались капитан корабля и больше 3000 человек, в основном красноармейцы. Некоторые офицеры предлагали открыть кингстоны и затопить корабль вместе с людьми, чтобы не попасть в руки врага. Однако Галактионов не позволил совершить коллективное самоубийство.
Люди пытались покинуть судно любыми путями. Из лежащих на палубе бревен несколько десятков бойцов изготовили плот, на котором ушли от судна. Судьба этого плота и людей на нем осталась неизвестной. Вторая группа красноармейцев тоже сколотила и связала своими поясами небольшой плотик, на который вскочили десятки людей. Неустойчивое сооружение зашаталось, и многие свалились в воду. Когда плот отчалил от судна, на нем остались 11 человек. За восьмичасовой дрейф к эстонскому берегу плот несколько раз переворачивало. Их подобрали эстонские рыбаки, доставили в теплое помещение, отогрели кипятком и передали немцам.
Советское морское командование, тем временем,отдало приказ торпедировать остатки лайнера вместе с находившимися на нем людьми. Считалось политически вредным, если корабль с таким символическим именем попадет в руки немцев. Однако приказ был отменён на этапе исполнения.
По свидетельству участников похода: "На корабле творилось бог знает что. Было много раненых, и двое врачей сбились с ног, оказывая им медицинскую помощь. Одни из бойцов помогали врачам ухаживать за ранеными, другие отовсюду тащили коробки с печеньем, маслом, сахаром, папиросами и сваливали, где придется. Видимо, какой-то начфин вскрыл сейф с казной, и по всему кораблю летали красные тридцатки. Некоторые бойцы и командиры принялись из дверей и обшивки кают вязать плоты и спускать их на воду, чтобы таким образом добраться до берега. Однако ветром плоты отнесло от корабля и погнало еще дальше в море. Люди, находящиеся на плотах и заливаемые ледяной водой, поняли, что обречены, и стали стреляться. Так все и погибли... Ближе к вечеру «Иосиф Сталин» быстро стал крениться, и крен достиг 45 градусов. Света нет, запасы пресной воды остались где-то в нижних отсеках. Пришлось ползать на ощупь и раненым, и здоровым. На другой день (4 декабря) подошли два сторожевых корабля. Один немецкий, другой – финский. С одного из них спустили катер, который под белым флагом подошел к турбоэлектроходу. На катер перешли капитан и старшие офицеры. Он отошел от борта, и с него в мегафон крикнули, что за оставшимися придут баржи, а если будет оказано сопротивление, судно будет потоплено огнем кораблей. Вскоре появился буксир с тремя баржами. На них погрузили оставшихся на турбоэлектроходе и доставили в эстонский городок Палдиски. Искореженный и брошенный «Иосиф Сталин» сел на мель в районе полуострова Сууроп, где долгое время мрачно возвышался над водой".
Эта катастрофа была более мрачной и жестокой, чем гибель "Титаника" и унесла больше жертв. Погибло 3849 человек, что более чем в два раза превышает количество утонувших пассажиров с британского корабля.
После войны стало известно, что немцы передали финнам около 400 советских военнопленных для восстановления Ханко. После выхода Финляндии из войны все военнопленные вернулись на Родину.
Капитан Н.С.Степанов был помещен в немецкий лагерь под Таллином. Через три года после освобождения Эстонии Красной армией, его расстреляли без суда и следствия за «предательство».
История «советского «Титаника» оставалась под секретом 48 лет. Немногочисленные публикации об эвакуации защитников Ханко обычно заканчивались сообщением об отплытии «Иосифа Сталина» с 2500 военнослужащими на борту.
Пруф на текст