Подвиг женщины-водолаза. Как Нина Соколова спасала блокадный Ленинград

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) 1 [2]   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
vlpavlenko
3.01.2021 - 22:41
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 15.08.09
Сообщений: 748
Цитата (yapl2018 @ 3.01.2021 - 13:01)
Цитата (vlpavlenko @ 2.01.2021 - 19:20)
Цитата (yapl2018 @ 2.01.2021 - 17:00)
"Наливники с горючим отнимали место на трассе у грузовиков с хлебом и боеприпасами."

Жаль, не догадались потом использовать высвободившиеся и отмытые от ГСМ автоцистерны для перевозки голодающим  муки, готового теста, зерна - сейчас так возят муку муковозами, тесто и зерно - аналогично, можно привезти с Большой земли в цистерне; ну и вообще - многие пищевые продукты вполне поддаются транспортировке в автоцистерне, например: крахмал в водном растворе, картофльное пюре готовое и сухое, размолотые в пасту или сухую крошку овощи, варенья, все виды масел и жиров и молочных продуктов, искусственное растительное молоко и искусственные белковые смеси по типу спортивного и детского питания, готовые супы и бульоны и т. д.
Да и в глубоком тылу доставка пищи с пищекомбината на крупные промпредприятия в специально оборудованной автоцистерне - вполне прогрессивным техрешением было бы для тех лет. Да и сейчас, наверное, о такой спецтехнике для МЧС и армии, приспособленной к быстрой доставке большого количества пищи, никто не задумывается, хотя всевозможные бедствия и гуманитарные катастрофы случаются регулярно.

Вот насчет "не догадались"...
Для того, что бы очистить автоцистерну от запаха нефтепродукта - нужны не килограммы, тонны выработанного пара. Сколько потребуется топлива для выработки искомого количества пара?
Уважаемый, у вас голова на месте? Любой осколок снаряда - и вся ваша цистерна -
" крахмал в водном растворе, картофльное пюре готовое и сухое, размолотые в пасту или сухую крошку овощи, варенья, все виды масел и жиров и молочных продуктов, искусственное растительное молоко и искусственные белковые смеси по типу спортивного и детского питания, готовые супы и бульоны и т. д." будет в земле! А вас просто расстреляют как вредителя по законам военного времени. Вот так...


Изначально у них ситуация ещё хуже была так как везли пожаровзрывоопасные нефтепродукты а просто цистерна с сухими порошковыми загущенными пищевыми полуфабрикатами на водной основе - она не горит и не взрывается - выехал из под бомбежки или обстрела, законопатил дырки заранее готовыми деревянными чопиками и брезентовыми пластырями и поехал дальше...Конечно растительные масла везти сложнее, почти как ГСМ.
На тему пропарки - именно тонны пара и даёт любой промышленный паровой котёл. И пропарочные станции всегда есть на пищекомбинатах, складах жидкостей и ж/д станциях, эстакадах и депо, в портах; бывают даже передвижные станции - механизированные промывочно-пропарочные поезда. Нет проблемы пропарить, словом. Более того, просто подавая под слой жидкости в чистую цистерну с заложенной в неё пищевой рецептурой горячий пар и сбрасывая излишки пара через люк или клапан - можно готовить пищу в гигантской пароварке. Ж/д цистерна - это примерно 162 тонны жидкости и можно в ней сварить 162 тонны зерновой каши, например - и войскам и голодающим это неоценимая помощь. Если варить на паровозе - то всего лишь нужно слить с него воду с антинакипином и промыть - он, конечно, сильнее будет накипью зарастать, но это неважно, потом отремонтируется. В те времена с паром проблем было меньше чем сейчас - паровозы были распространены, суда по рекам ходили на пару, ещё много было стационарных паровых движков - на лесопилках, в промышленности - в промзонах городов, там же были и паровые и водяные котельные всяких предприятий.
Да и сейчас возможность привести жителям разом тонн 16 каши с ближайшего пищкомбината, например, в затопленный наводнением городок - дорогого стоит. Как бы нужно выучит этот урок истории и всётаки предусмотреть такую технику - она МЧС-никам очень пригодится.

Вернемся в Ленинград, а точнее к способу доставки продуктов. Просто пора отделить одно от другого. Организация доставки именно сублимированных продуктов, как то - мука, зерно, меландж, сухофрукты, и мясожильный сублимат - была связанна в первую очередь именно с тем, объем и вес продукта именно в указанном состоянии является оптимально удобным для транспортировки в сложившихся сверхтяжелых условиях ( мороз, риск потери груза при бомбежке и т.д) и да, как правило на ледовой трассе аварийный грузовик с продовольствием перегружался в приоритетном порядке. Важнее было только два груза - дети и раненые.
Во вторую очередь было важно то, что вода в городе была. Это касаемо Ваших доводов относительно доставки готового продукта. Соотношение крупы и воды в каше - 1/3 - 1/5. Т.е. говоря Вашим языком получается что легче доставить в город 6 тонн готовой, застывшей каши грузовиками легче чем 1 тонну крупы и сварить ее на месте в том количестве, которое требуется и там, где это требуется.
И наконец третье. Город прекрасно просматривался со стороны Пулковских высот. А немецкие летчики постоянно дежурили на Ледовой трассе. Потому и паровозы были самой приоритетной целью для фашистов. Поэтому идея -
"Ж/д цистерна - это примерно 162 тонны жидкости и можно в ней сварить 162 тонны зерновой каши, например - и войскам и голодающим это неоценимая помощь. Если варить на паровозе - то всего лишь нужно слить с него воду" откровенно нежизнеспособна.
Вот просто почитайте о блокаде...https://iz.ru/838226/arsenii-zamostianov/podvig-i-bol-geroicheskie-872-dnia-blokadnogo-leningrada
 
[^]
yapl2018
4.01.2021 - 15:18
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.02.18
Сообщений: 1129
В Ленинград ходили поезда. На Ладоге были блокадные ж/д узел и озерно-речной порт. Есть статья в сети- "Железная дорога победы Ленинграда", ещё - сетевые книги с названием - "История железнодорожного транспорта России и Советского Союза". Поэтому, в город можно было бы провести не просто цистерну а целый корабль-баржу или ж/д состав с этой кашей - это, примерно. Никто один паровоз или автоколонну не пошлёт под авиацию противника - его в таком случае будут сопровождать истребтельной авиацией сейчас или тогда а сейчас обычно - вертолётами с пзрк и птрк.
У нас условиями и ограничениями выступает ещё и реиспользуемое оборудование - а это парк цистерн, рассчитанных на работу с жидкостями, для перевозки крошковидных и пылевидных субстанций нужно было использовать другое оборудование: в нашем случае нужно было в тылу искать вагоны-цементовозы, автомобильные цементовозы и речные баржи-цементовозы и возить ими зерно, овощи, муку.
"В 1941 - 1942 гг. бригада во главе со старшим машинистом Василием Елисеевым ... провела более 2000 тяжелых составов и доставила в осажденный Ленинград 2 миллиона тонн груза". Поэтому проводку, под защитой авиации, ж/д состава с 500-1000 тонн готовой каши вполне можно обоснованно принять как возможную практически.
Цистерны, жидкий груз и использование насосов и трубопроводов дают сильное высвобождение ручного труда и бойцов для фронта - не нужно роты гонять на разгрузку, достаточно немногочисленных механизированных бригад. По этой же причине - по причине экстремально высокой производительности труда - желательно производить приготовление каши не в осаждённом городе а в близком тылу на заводе или на подогнанном к фронту поезде или речном судне - там один аппаратчик-пищевик, на неразрушенном бомбами пищекомбинате, заменит и высвободит разом несколько сотен окопных и блокадных кашеваров.
Можно воспользовать использовать и те типы вагонов, речных судов, которые могут везти сыпучий груз - тогда надо варить в тылу зерно до состояния сухой воздушной рассыпчатой каши - варить промышленым паром, грузить в вагоны, поливать верху водой до образования корочки льда, чтобы не развеивало его ветром и везти, на месте разгружать, из соображений той же производительности, механизированно, используя экскаваторы, бульдозеры, сохранившуюся инфраструктуру ленинградского депо и порта, типа вагонопрокидывателей или разгрузочных ям. Зерновые и бобовые нужно везти варёными потому что в при варке в них происходят процессы гидратации питательных веществ и разрушение оболочек клеток и их можно сразу, немедленно, употреблять в пищу, в отличие от неварёных. В холод - пищу и водные пищерастворы, вроде готовых теста, супов и бульонов можно везти и на полностью открытых платформах, предварительно превратив её в формат ледяных глыб и замерзших кусковых и гранульных жидкостей.
По трубе можно подавать пищу, совместимую при прокачке с нефтепродуктами.
С ГСМ не смешиваются водные растворы сахара, крахмального клейстера и они легко отделяются друг от друга отстаиванием, фильтрацией или ректификацией. Экстракция подсолнечного масла бензином прямо сейчас применяется его производителями и готовый продукт стоит на полке магазинов. Поэтому можно прокачивать по трубе поочередно летучий ГСМ и пищевое масло а на другом конце удалять из масла примесь нефтепродукта обычным нагреванием масла в емкости - легкие нефтепродукты будут улетучиваться, тяжелое масло останется. Крахмальный раствор от нефтепродукта отстаивают. Перевозка сухих муки и крахмала опасна так как они пожаровзрывоопасны и это обязательно даст себе знать при бомбежках и обстрелах. В жидком же виде они неопасны и, кроме, того, заморозив эти жидкости, их можно хранить под открытым небом, в штабелеванного и насыпного гранулированного льда - т. е. в городе не горят и не взрываются обстреливаеме и бомбящиеся склады с пищей, потому что она в находится в форме, которая это исключает (Бадаевские склады "классического типа" сгорели от бомбежек, например).
Рыба живая, морские и речные водоросли в емкостях вагонов и барж могла быть привезена, в том числе и совсем издалека (в сети "«Дать фронту больше рыбы. . . »: рыбаки Ладоги в годы войны", рыбаки и на Балтике в войну, скорее всего тоже ловили).
Вполне себе из истории можно вынести уроки и для бед дня сегодняшнего. Город Ленск наводнение в 2001 затопило а в нём 27 тыс. жителей было, которых нужно было снабжать.
 
[^]
yapl2018
4.01.2021 - 16:28
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.02.18
Сообщений: 1129

Вообще, если вернуться к использованию достижений технической мысли при блокадной борьбе, то нужно сказать, что водолазная прокладка трубопровода - далеко не единственный пример этого. В ЖЖ есть статья ""Город не горит..." Борьба с зажигательными авиабомбами в блокадном Ленинграде" откуда взята цитата ниже:
"Поначалу, когда еще работала установка, производившая жидкий азот, пробовали обезвреживать неразорвавшиеся бомбы оригинальным способом: заливали взрыватель этой сверххолодной материей, замораживавшей все его пружины, и спокойно отбивали его кувалдой. Прекрасный был способ, мы несколько раз успели его применить на практике, но потом, к сожалению, установка встала.".
Техническая борьба с немцами и специфическое прикладное изобретательство были нормой и поощрялись.
 
[^]
Адмиралец
4.01.2021 - 16:48
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6355
Цитата (DmitryDmitry @ 2.01.2021 - 14:01)
Как же надоело это "высасывание героев из пальца".

Не Соколова "восстановила, проложила, отремонтировала, разминировала", а водолазные группы ЭПРОН dont.gif

В них каждый был героем. Об их подвиге написанно много книг. Сняты фильмы. Еще больше того что написанно - мы никогда не узнаем, потому как большая часть их работ и заданий не десекретят никогда.

Нет, обязательно нужно бабу геройку назначить. Что мол - только благодаря ей....

Любой кто знаком с водолазным делом скажет, что толк от бабы под водой в водолазном костюме и холодной воде (аквалангов тогда не было) стремительно растет к нулю.

Это именно та работа где задействованна вся мужская специфика - включая физическую силу, выносливость, готовность к смертельному риску и внешиатным ситуациям.

Работать под водой на глубинах - это не с рыбками в акваланге плавать.
Цитата
но это не умаляет сделанного этой женщиной

"История", вот то что написанно в посте ТС - это сродни тому, как мужик отбил атаку танковой бригады закидав наступавших в ручную гаубичными снарядами. То есть яркая, откровенная небыль.

Такая "история" расказанная небылицами - только вредит и вызывает не гордость, а жаластливое недоумение. Ну как и большинство сцен с женщинами-солдатами в современных фильмах про Великую Отечественную puke.gif

Ты видимо читал по диагонали...
Еще раз прочти, она не только руководила, но и сама спускалась под воду, 644 часа в водолазном оборудовании тех лет это не просто много, это до хера много! Это тебе не дайвинг на Красном море...

Что касается гаубичных снарядов...
Ты такое в Турции не ляпни, а то по простоте душевной зарежут нафиг, ибо у них есть национальный герой - капрал Сейит Али Чабук.

Родился в деревне Хавран, в апреле 1909 года поступил на службу в армию. Участник Балканских войн 1912—1913 годов, по окончании которых был переведён в гарнизон фортов, защищавших вход в пролив Дарданеллы.

С вступлением Османской империи в Первую мировую войну на стороне Центральных держав оборона черноморских проливов стала приоритетной задачей, от решения которой зависела судьба Блистательной Порты. К Дарданеллам была направлена крупная англо-французская эскадра. Генеральная атака проливов была назначена на 18 марта 1915 года.
В это время рядовой Сейит Чабук служил в составе расчёта береговой артиллерии форта «Румели Меджидие» на мысе Геллес. С началом атаки союзного флота форты оказались под ожесточённым обстрелом. Орудие в «Румели Меджидие» оставалось исправным, но подъёмный механизм тяжёлых артиллерийских снарядов был повреждён. Тогда Сейит, отличавшийся недюжинной силой, принёс три 240-мм снаряда, каждый из которых весил 275 кг, и орудие продолжило огонь. По распространённому мнению, один из этих снарядов нанёс фатальные повреждения британскому броненосцу «Оушен», хотя тот и затонул после подрыва на морской мине.



 
[^]
vlpavlenko
4.01.2021 - 19:36
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 15.08.09
Сообщений: 748
Цитата (yapl2018 @ 4.01.2021 - 15:18)
В Ленинград ходили поезда. На Ладоге были блокадные ж/д узел и озерно-речной порт. Есть статья в сети- "Железная дорога победы Ленинграда", ещё - сетевые книги с названием - "История железнодорожного транспорта России и Советского Союза". Поэтому, в город можно было бы провести не просто цистерну а целый корабль-баржу или ж/д состав с этой кашей - это, примерно. Никто один паровоз или автоколонну не пошлёт под авиацию противника - его в таком случае будут сопровождать истребтельной авиацией сейчас или тогда а сейчас обычно - вертолётами с пзрк и птрк.
У нас условиями и ограничениями выступает ещё и реиспользуемое оборудование - а это парк цистерн, рассчитанных на работу с жидкостями, для перевозки крошковидных и пылевидных субстанций нужно было использовать другое оборудование: в нашем случае нужно было в тылу искать вагоны-цементовозы, автомобильные цементовозы и речные баржи-цементовозы и возить ими зерно, овощи, муку.
"В 1941 - 1942 гг. бригада во главе со старшим машинистом Василием Елисеевым ... провела более 2000 тяжелых составов и доставила в осажденный Ленинград 2 миллиона тонн груза". Поэтому проводку, под защитой авиации, ж/д состава с 500-1000 тонн готовой каши вполне можно обоснованно принять как возможную практически.
Цистерны, жидкий груз и использование насосов и трубопроводов дают сильное высвобождение ручного труда и бойцов для фронта - не нужно роты гонять на разгрузку, достаточно немногочисленных механизированных бригад. По этой же причине - по причине экстремально высокой производительности труда - желательно производить приготовление каши не в осаждённом городе а в близком тылу на заводе или на подогнанном к фронту поезде или речном судне - там один аппаратчик-пищевик, на неразрушенном бомбами пищекомбинате, заменит и высвободит разом несколько сотен окопных и блокадных кашеваров.
Можно воспользовать использовать и те типы вагонов, речных судов, которые могут везти сыпучий груз - тогда надо варить в тылу зерно до состояния сухой воздушной рассыпчатой каши - варить промышленым паром, грузить в вагоны, поливать верху водой до образования корочки льда, чтобы не развеивало его ветром и везти, на месте разгружать, из соображений той же производительности, механизированно, используя экскаваторы, бульдозеры, сохранившуюся инфраструктуру ленинградского депо и порта, типа вагонопрокидывателей или разгрузочных ям. Зерновые и бобовые нужно везти варёными потому что в при варке в них происходят процессы гидратации питательных веществ и разрушение оболочек клеток и их можно сразу, немедленно, употреблять в пищу, в отличие от неварёных. В холод - пищу и водные пищерастворы, вроде готовых теста, супов и бульонов можно везти и на полностью открытых платформах, предварительно превратив её в формат ледяных глыб и замерзших кусковых и гранульных жидкостей.
По трубе можно подавать пищу, совместимую при прокачке с нефтепродуктами.
С ГСМ не смешиваются водные растворы сахара, крахмального клейстера и они легко отделяются друг от друга отстаиванием, фильтрацией или ректификацией. Экстракция подсолнечного масла бензином прямо сейчас применяется его производителями и готовый продукт стоит на полке магазинов. Поэтому можно прокачивать по трубе поочередно летучий ГСМ и пищевое масло а на другом конце удалять из масла примесь нефтепродукта обычным нагреванием масла в емкости - легкие нефтепродукты будут улетучиваться, тяжелое масло останется. Крахмальный раствор от нефтепродукта отстаивают. Перевозка сухих муки и крахмала опасна так как они пожаровзрывоопасны и это обязательно даст себе знать при бомбежках и обстрелах. В жидком же виде они неопасны и, кроме, того, заморозив эти жидкости, их можно хранить под открытым небом, в штабелеванного и насыпного гранулированного льда - т. е. в городе не горят и не взрываются обстреливаеме и бомбящиеся склады с пищей, потому что она в находится в форме, которая это исключает (Бадаевские склады "классического типа" сгорели от бомбежек, например).
Рыба живая, морские и речные водоросли в емкостях вагонов и барж могла быть привезена, в том числе и совсем издалека (в сети "«Дать фронту больше рыбы. . . »: рыбаки Ладоги в годы войны", рыбаки и на Балтике в войну, скорее всего тоже ловили).
Вполне себе из истории можно вынести уроки и для бед дня сегодняшнего. Город Ленск наводнение в 2001 затопило а в нём 27 тыс. жителей было, которых нужно было снабжать.

Поезда ходили только до станции Осиновец, далее только по льду или по воде. Это и есть "бутылочное горлышко". В ж/д состав грузили ровно то, что пришло на грузовиках или баржах.
Цитата -
"Согласно документу, обязательство по строительству дороги возложили на специальную комиссию Ленинградского обкома ВКП (б). Срок окончания работ скорректирован карандашом — вместо 30 ноября 1941 года поставлена дата 1 декабря того же года. Начальником дороги назначили генерал-майора интендантской службы Шилова. Для обеспечения перевозок автобронетанковому управлению Ленинградского фронта предписывалось выдать 1000 автомобилей и 100 автоцистерн.
Дорога должна была обеспечивать ежедневную переброску в тыл 7 тыс. эвакуируемых. В последнем пункте перечисляются грузы, которые каждый день должны были идти в осажденный город. Это 2 тыс. тонн, из которых 840 тонн муки, 325 тонн крупы, 210 тонн мяса, 104 тонны жиров, 164 тонны сахара, 100 тонн фуража, 300 тонн автобензина, 75 тонн авиабензина, 150 тонн керосина, 200 тонн боеприпасов."
Ссылка на документ - https://www.znak.com/2019-01-27/chitaem_ras...a_minoborony_rf
Это рассекреченные к 75 летию снятия блокады Ленинграда документы
 
[^]
yapl2018
4.01.2021 - 22:37
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.02.18
Сообщений: 1129
Поезда там шли и по льду и по болоту. Была Шлиссельбургская трасса - железная Дорога жизни в блокадный город.

По необходимым объёмам продовольствия - как раз поезд в день, минимум:
"Дорога начала действовать в те дни, когда нормы продовольствия в городе были снижены до трагических 250 г хлеба в сутки для рабочих и 125 г для всех остальных, люди начали умирать от голода тысячами. Солдаты на передовой получали по 500 г хлеба. Но даже для сохранения этих норм требовалось ежедневно не менее тысячи тонн продовольствия" (Источник: "30 километров Дороги жизни. Как "срочное изобретение" спасало жителей блокадного города").

А ещё - речники.
"12 сентября 1941 года буксир «Орел» доставил в бухту Осиновец, ставшую главным «портом» осажденного Ленинграда, две речные баржи с зерном и мукой. Из-за сложных метеоусловий одну баржу выбросило на берег, вторая затонула, но водолазам удалось спасти большую часть груза. " ("Спасти Ленинград. Подлинная история «ладожского «Титаника»").
Т. е. там нужно было не только строить ж/д пути на льду и делать автодорогу по нему же, но везти на озеро малые суда и взрывать лёд для судоходного канала во льдах. В принципе, если возить грузы на буксире не на обычных баржах и лихтерах а в емкостях-цистернах и контейнерах, прикреплённых снизу под водой к массивным плотам, защищающим их от огня и не позволяющим затонуть, то это снизило бы потери. Армия всегда практиковала массивные бревенчатые накаты для защиты блиндажей от обстрела. Опять таки - это и доставка леса, топлива.

Скорее всего - закрепление водолазами плавучих бревен-осколкоулавливателей на уровне ватерлинии и ниже её, повысило бы стойкость обычных судов при попадании в корпус осколков и их общую плавучесть и стойкость ко льду.

Это сообщение отредактировал yapl2018 - 4.01.2021 - 22:47
 
[^]
vlpavlenko
5.01.2021 - 11:13
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 15.08.09
Сообщений: 748
В принципе Ваши идеи там частично таки были реализованы. В частности - зерно в баржах-тендерах везли не просто. а баржу топили буквально по борта,разбрасывая по палубе доски, бревна и мусор, оставляя наружу только рубку для аварийного расчета 1-2 человека. Это было вызвано опасностью воздушных налетов гитлеровской авиации. Полузатопленная баржа создавал вид тонущего судна, и фашисткие летчики нередко пренебрегали "добивать" такую сцепку буксира с тонущим тендером. Этот способ был описан в книге - иллюстрации "Дорога Жизни"
А вот разгружали такие баржи водяной помпой из трюма прямо в ж/д вагон. Вода самотеком уходила сквозь щели как сквозь сито.
А еще одна идея была реализована с ж/д составом ГСМ. Его загнали в Ладогу придав нейтральную плавучесть, и буксир протащил этот состав до Осиновца буквально под водой. В Осиновце ставили на рельсы еще в воде по мере выхода вагонов из воды. Сколько раз была проведена такая операция утверждать не берусь, но была.

Это сообщение отредактировал vlpavlenko - 5.01.2021 - 11:18
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 4313
0 Пользователей:
Страницы: (2) 1 [2]  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх