Создатель прообраза "Арматы"

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) 1 [2]   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
KROVLJ
16.05.2015 - 12:00
4
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
Нострадамус советского танкостроения

КБ Морозова не остановилось на достигнутом. 26 мая 1972 года конструктор выступил с докладом о проекте нового основного танка Т-74 (его безбашенному варианту присвоили индекс разработки «Объект 450»). В этой машине экипаж сокращался до двух человек, которые размещались в корпусе танка, а башня проектировалась необитаемой. Фактически она защищала только казённик пушки и элементы автомата заряжания, находящиеся в ней. При такой компоновке лобовое бронирование можно было увеличить до 700 мм с расположением бронелиста под углом 75°, что исключало его пробитие любым известным в то время противотанковым снарядом. Несмотря на мощное бронирование, расчётный вес танка не превышал 38 тонн (масса сокращалась за счёт уменьшения габаритов машины и отказа от башни).

Боекомплект планировалось разместить впереди пушки с подачей очередного выстрела на автоматическую тележку с досылателем по полу корпуса к казеннику. Конструкция предполагала увеличение угла подъема 125-мм орудия до 30°. Возимый боекомплект – 60 выстрелов, объем топлива внутри корпуса – 1000 литров. Экипаж получал полный круговой обзор, забронированный объём в 11 куб. м, а также возможность перезарядки орудия в ручном режиме в случае выхода из строя автомата заряжания. Использование нового дизельного мультитопливного 1000-сильного двигателя 6ТДМ и гидрообъемной трансмиссии (далее – ГОТ) обещало сделать новый танк очень быстрым, маневренным и экономным. Конструкция предусматривала взаимозаменяемость членов экипажа как при ведении огня, так и при управлении машиной.

Фактически за сорок лет до появления «Арматы» гениальный конструктор создал и начал реализовывать её концепцию. Вот что он писал по этому поводу в своём дневнике 8 января 1976 года:

«Мне кажется, что классический вариант с башней, честно отслуживший миру много лет, уже упёрся в потолок по всем статьям. Более того, за многие последние годы никто в мире не внёс в него ничего нового и существенного. Новые образцы танков 80-х годов тоже «перепевают» старое, утяжеляя и удорожая конструкцию. Вряд ли нам в свете всего этого можно рассчитывать на чудо и ожидать того, что нам, как никому другому, удастся найти что-то новое. Это будет чудо в одном, двух узлах, а нам надо получить скачок и отрыв во всем. Безбашенная схема танка с экипажем на 2 человека, при ГОТ и 6ТД, открывает большие перспективы для скачка по всем показателям и характеристикам машины».

Пока на Украине разрабатывался Т-74, нижнетагильские конкуренты харьковчан сконструировали свою модернизированную версию морозовского Т-64 – танк Т-72, а в Ленинграде был создан Т-80. По своим боевым качествам они не давали значительного улучшения характеристик Т-64 и стоили значительно выше из-за в разы большего использования цветных металлов. Кроме того, Т-64 обладал значительным резервом модернизации за счёт меньшей массы. Тем не менее, танки Т-72 и Т-80 были приняты на вооружение ВС СССР. В то же время, Морозов пытался указать на пагубность наличия в войсках нескольких типов основных танков вместо одного:

«Больше того, вся эта «смесь» машин (Т-64А, Т-80, Т-72, «Кобра») будет довольно длительное время находиться на эксплуатации в войсках, усугубляя этим всю сложность эксплуатации разных типов машин, сохраняя при этом производство и отпуск какой-то части их узлов и деталей для обеспечения нужд эксплуатации и ремонта. Всё это будет продолжаться в течение следующего 5-летия, а может и 10-летия, то есть до 1990 года. Получается далеко неприглядная картина очень непродуктивной, дорогой и длительной по времени работы заводов по перестройке производства и малым поступлением новых машин в войска».

Но руководство СССР к мнению опытного конструктора не прислушалось – более того, харьковчанам не выделили и средств на разработку Т-74. 28 мая 1976 года А.А. Морозов после целого ряда скандалов ушёл с поста главного конструктора завода, а 14 июня 1979 года его не стало.

Александр Александрович Морозов – уникальный инженер, конструктор, человек, проживший жизнь, наполненную созиданием. В мировом танкостроении он держит абсолютное лидерство по количеству произведённых машин его конструкции. Пророческие слова Морозова о недопустимости эксплуатации в войсках сразу нескольких моделей однотипных танков полностью подтвердились в 90-е и 2000-е годы. К сожалению, подтвердились и его опасения, что ситуация 70-х годов уже через 10-15 лет поставит под сомнение лидирующее положение СССР в мировом танкостроении.

В то же время, можно констатировать, что и зарубежное танкостроение не сделало качественных рывков, сконцентрировавшись на внедрении активной брони и средств подавление приборов целенаведения противника. Кардинальных изменений в конструкции и компоновке танка не произошло, а в настоящее время идет обсуждение необходимости создания танка нового поколения с нежилой максимально автоматизированной и роботизированной башней, а также экипажем или роботами, расположенными в корпусе за мощной комбинированной бронёй и двигателем. Все это означает, что проект танка Т-74 актуален и ныне, и гениальный советский инженер вновь на десятилетия опередил техническое развитие человечества, но, как это часто случается с гениями, не был понят своими современниками.

29 октября 2014 года исполнилось 110 лет со дня рождения Александра Александровича Морозова – великого мастера советского танкостроения.

Фото: 3-D модель проекта танка Т-74 «Объект 450»

У меня всё, спасибо...

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 16.05.2015 - 12:00

Создатель прообраза "Арматы"
 
[^]
AndreKot
16.05.2015 - 12:05
9
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 14.03.14
Сообщений: 502
Это-ж Союз мог бы в 90-х обладать совершенно новым танком...
 
[^]
Kawabange
16.05.2015 - 12:05
3
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 21.10.14
Сообщений: 953
похож на Кащея )
наверно таким и должен быть создатель легендарных танков
чтоб супостат сразу понимал - ему полный абздольц и шварцпиздохен
 
[^]
PaParus
16.05.2015 - 12:08
37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.08.14
Сообщений: 6396
Как раз в тему ))

 
[^]
vobljademort
16.05.2015 - 12:10
6
Статус: Offline


Да пох

Регистрация: 1.01.15
Сообщений: 2722
Познавательно, спасибо.
Только один момент про противостояние "северных" и "южных". Сейчас это называется конкуренция, и в руководстве страны тогда далеко не дураки сидели. Делать ставку на одно КБ хоть и дешевле для бюджета, но от ошибок ни один инженер не застрахован. Во главу угла ставилась безопасность страны.
В любой отрасли ВПК всегда было несколько конкурирующих КБ, и это ИМХО абсолютно правильно. Поэтому я с сомнением смотрю на нынешнии попытки создания корпораций.
 
[^]
bigr0fl
16.05.2015 - 12:16 [ показать ]
-10
LeSabre
16.05.2015 - 13:36
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
KROVLJ
Занимательная статья, хоть и слегка лицемерная)
Если уж на то пошло, то создание парка более-менее близких танков у нас произошло как раз благодаря Т-64 Морозова.
Вот тут выложены куски из так и не вышедших мемуаров об эксплуатации Т-64 в ГСВГ. Интересное чтиво.

Это сообщение отредактировал LeSabre - 16.05.2015 - 14:00
 
[^]
LeSabre
16.05.2015 - 13:40
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Цитата
За 38 лет до «Меркавы»

За 25 лет до А-44 cool.gif

Создатель прообраза "Арматы"
 
[^]
boroda76
16.05.2015 - 15:46
17
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 14.07.13
Сообщений: 247
Восхваление Харьковского КБ?
Вот пара вопросов от любознательного товарища:
1. Если конструктор так беспокоился о сохранности экипажа, то почему в его автомате заряжания боекомплект расположен вертикально, да ещё и в мало защищённой бортовой проекции? И почему механик-водитель был заложником в данной ситуации - ведь единственный выход (люк на броне), будучи заблокированным, превращал его в труп автоматически, ибо для выхода нужно было повернуть конвейер в определённое положение, убрать снаряды и только потом он мог выбраться через башню. Самостоятельно это сделать просто невозможно!
2. Откуда информация про "дешевизну" Т-64, который стоил меньше, чем Т-72 или тот же Т-80? Машина была не просто новой, она была по сути "революционной". Ведь для её производства нужно было заново создавать всё - оснастку, оборудование, двигатель. Нужно было произвести обновление производства всех смежников, а это - деньги, и немалые! Когда стало ясно, что за два года производство просто не поднять, было принято решение временно выпустить Т-62, чтобы хоть чем-то заменить стремительно устаревающие Т-55.
А знаете, почему был создан Т-80? Да потому, что "многотопливный дизель 5ТДФ" до сих пор (!!!) так и не доведён "до ума". Сложнейшая конструкция со встречно-оппозитными поршнями с двухтактным циклом, жрущая масло также, как и топливо - это хотели получить танкисты? Тогда вставал вопрос: или разрабатывать новый танк, или попытаться принять предложение об установке в тот же Т-64 газотурбинной установки. Выбрали второе.
Что касается ходовой... Только ленивый механик-водитель не "прошёлся"по этой ажурной конструкции. Нарушил предельные нагрузки - лови гуслю! Тот же Т-72 можно было буксировать без гусениц - катки позволяли. А у 64-ки мелкие каточки со внутренней амортизацией (которые, кстати, сгорают "на ура" и держать танк уже не могут) только и способны, что кататься по обрезиненной гусле.
Спросите лучше у танкистов, пробовавших обе машины - что лучше? Да, Т-64 в какое-то время был неплохой машиной, но время всё расставило по местам. И теперь та же Индия покупает машины на базе Т-72, а не Т-64.
 
[^]
FaraD
16.05.2015 - 17:26
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 15.09.14
Сообщений: 631
Цитата (boroda76 @ 16.05.2015 - 15:46)
Восхваление Харьковского КБ?
Вот пара вопросов от любознательного товарища:
1. Если конструктор так беспокоился о сохранности экипажа, то почему в его автомате заряжания боекомплект расположен вертикально, да ещё и в мало защищённой бортовой проекции? И почему механик-водитель был заложником в данной ситуации - ведь единственный выход (люк на броне), будучи заблокированным, превращал его в труп автоматически, ибо для выхода нужно было повернуть конвейер в определённое положение, убрать снаряды и только потом он мог выбраться через башню. Самостоятельно это сделать просто невозможно!
2. Откуда информация про "дешевизну" Т-64, который стоил меньше, чем Т-72 или тот же Т-80? Машина была не просто новой, она была по сути "революционной". Ведь для её производства нужно было заново создавать всё - оснастку, оборудование, двигатель. Нужно было произвести обновление производства всех смежников, а это - деньги, и немалые! Когда стало ясно, что за два года производство просто не поднять, было принято решение временно выпустить Т-62, чтобы хоть чем-то заменить стремительно устаревающие Т-55.
А знаете, почему был создан Т-80? Да потому, что "многотопливный дизель 5ТДФ" до сих пор (!!!) так и не доведён "до ума". Сложнейшая конструкция со встречно-оппозитными поршнями с двухтактным циклом, жрущая масло также, как и топливо - это хотели получить танкисты? Тогда вставал вопрос: или разрабатывать новый танк, или попытаться принять предложение об установке в тот же Т-64 газотурбинной установки. Выбрали второе.
Что касается ходовой... Только ленивый механик-водитель не "прошёлся"по этой ажурной конструкции. Нарушил предельные нагрузки - лови гуслю! Тот же Т-72 можно было буксировать без гусениц - катки позволяли. А у 64-ки мелкие каточки со внутренней амортизацией (которые, кстати, сгорают "на ура" и держать танк уже не могут) только и способны, что кататься по обрезиненной гусле.
Спросите лучше у танкистов, пробовавших обе машины - что лучше? Да, Т-64 в какое-то время был неплохой машиной, но время всё расставило по местам. И теперь та же Индия покупает машины на базе Т-72, а не Т-64.

Вот в соседней теме подтверждение http://www.yaplakal.com/forum28/topic1112985.html
 
[^]
retbyt2015
16.05.2015 - 17:28 [ показать ]
-30
vobljademort
16.05.2015 - 17:48
8
Статус: Offline


Да пох

Регистрация: 1.01.15
Сообщений: 2722
Цитата (retbyt2015 @ 16.05.2015 - 17:28)
Практически все ведущие танковые эксперты сходятся во мнении, что основное предназначение Арматы и тактика ведения боя заключается в том, чтобы заглохнуть на поле боя и затем вывести из строя все тягачи противника.

Ты ошибся маленько. Ты сам заглох, иксперд видушшый.
Хероям твоим - Сала!!! rulez.gif
 
[^]
Stazinbobel
16.05.2015 - 18:16
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 2.02.14
Сообщений: 244
Прочитал только два последних абзаца ! И это оказалось самым интересным !
 
[^]
Misantrope
16.05.2015 - 19:32
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 15.11.14
Сообщений: 394
А я все прочитал с удовольствием. Спасибо, ТС.
 
[^]
Гербицид
16.05.2015 - 21:13
1
Статус: Offline


завсегдатай

Регистрация: 10.11.09
Сообщений: 464
Т-64 как оказалось, весьма хороший танк. рекорд полёта башни им взят безоговорочно. а иногда и "харьковский чемодан" метнуть может wub.gif

Создатель прообраза "Арматы"
 
[^]
Угрюмский
16.05.2015 - 21:21
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 11.08.13
Сообщений: 429
Интересный типок этот Морозов.Все присланные сверху "москали" как то быстро расстреливались,ссылались в лагеря,дохли от пневмонии.А всё потому что мешали неибическому танковому гению творить.Этакий Туполев танкового разлива.Вот только к своим прожектам "гений" быстро охладевал,вечно его высеры кто то доводил до ума.
 
[^]
kokodril
16.05.2015 - 21:30
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.11.12
Сообщений: 586
..спасибо....очень познавательно....
 
[^]
drSirGe
16.05.2015 - 23:02
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.04.12
Сообщений: 1145
Цитата (vobljademort @ 16.05.2015 - 12:10)
Познавательно, спасибо.
Только один момент про противостояние "северных" и "южных". Сейчас это называется конкуренция, и в руководстве страны тогда далеко не дураки сидели. Делать ставку на одно КБ хоть и дешевле для бюджета, но от ошибок ни один инженер не застрахован. Во главу угла ставилась безопасность страны.
В любой отрасли ВПК всегда было несколько конкурирующих КБ, и это ИМХО абсолютно правильно. Поэтому я с сомнением смотрю на нынешнии попытки создания корпораций.

Да, конкуренция - это хорошо! Но только в то время конкуренция губилась "подковерной борьбой". Выбиралось то, у кого был "блат", а не лучшие ТТХ или перспектива.
 
[^]
alienko
16.05.2015 - 23:32
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.11.12
Сообщений: 1061
я буду арматой - о даа

Создатель прообраза "Арматы"
 
[^]
Azimut
17.05.2015 - 09:24
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.10.10
Сообщений: 8117
Цитата (AndreKot @ 16.05.2015 - 12:05)
Это-ж Союз мог бы в 90-х обладать совершенно новым танком...

Если бы такой танк был в 90-е, то Ельцин раскрыл бы все секреты пиндосам !
 
[^]
di2di
17.05.2015 - 09:26
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 21.10.05
Сообщений: 225
армата как танк?
 
[^]
CyberN
17.05.2015 - 16:13
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.02.15
Сообщений: 793
Прадед Арматы :)

Создатель прообраза "Арматы"
 
[^]
Elvekings
18.05.2015 - 14:59
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 4.12.14
Сообщений: 781
Ну вообще в США еще в 80 годах разрабатывалась идея единой боевой платформы Advanced Integrated Propulsion System (AIPS)
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 21158
0 Пользователей:
Страницы: (2) 1 [2]  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх