Автору следует вернуться в школу, там ему расскажут как правильно считать инфляцию...хотя ладно, мне не лень. Если по простому, то рост стоимости яиц на 10% в отдельно взятом магазине, городе не говорит о том, что инфляция по всей стране 10%. Например видеокарта подорожала на 120%, это же не значит, что у нас инфляция 120% в стране.
А теперь методика ростата. Можно к ней как угодно относится я лишь ее показываю как есть. Без какой либо оценки.
Отбор товаров/услуг-представителей (Потребительская корзина)
- Под товаром-представителем понимается совокупность марок, моделей и т.п. определенного вида товара, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями)
- В выборку исследуемых цен входит более 500 наименований товаров и услуг;
- Единая для всех субъектов выборка;
- Потребительская корзина пересматривается не чаще, чем раз в год;
- Входят товары и услуги необязательного пользования (например, легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д);
- Новые позиции включаются в корзину в тех случаях, когда их доля составляет не менее 0,1% от общих потребительских расходов населения;
- Потребительская корзина условно делится на продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению;
- При отборе товара важна регулярность наличия в продаже;
- Отбор товаров конкретных марок проводится пропорционально объему их продаж с использованием ценовых котировок для каждой марки;
- На каждый товар (услугу)-представитель должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок (как правило, регистрируется 5-10 котировок);
- Исключение составляют отдельные виды услуг на которые в городе действуют единые тарифы (электроэнергия, услуги связи, муниципальный городской транспорт и т.п.).
Регистрация цен и тарифов
- Не используются оптовые цены (мешки муки, сахара и пр.);
- Не рекомендуется учитывать цены для льготных категорий населения, а также товары, реализуемые по краткосрочным распродажам (1-15 дней);
- В случае цены, приведенной в иностранной валюте, пересчет идет либо по курсу ЦБ, либо по курсу реализующей организации;
- Сбор цен производится специалистами территориальных органов государственной статистики;
- Регистрация изменения цен и тарифов осуществляется ежемесячно по полному списку корзины и еженедельно по ограниченному кругу товаров и услуг. Таким образом, еженедельные данные по инфляции не включают ряд товаров и услуг, и является, по сути, предварительными.
Расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги
- На уровне города средние цены на товары (услуги)-представители определяются по формуле средней геометрической простой величины;
- Как по субъекту РФ, так и по России в целом средняя потребительская цена на товар (услугу)-представитель определяется как средняя арифметическая взвешенная. В качестве весов используется информация о численности населения в отдельных городах и субъектах. Таким образом, данные по ценам одного и того же товара/услуги в густонаселенных районах имеют больший вес в индексе.
Формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен
- Потребительская корзина формируется на основании потребительских расходов домашних хозяйств, полученных по итогам выборочного обследования;
- Пересмотр системы весов, осуществляется ежегодно.
Состав индекса потребительских цен
Ниже приведен неполный список групп товаров и услуг при расчете ИПЦ.
Продовольственные товары: мясопродукты, рыбопродукты, масло и жиры, молоко и молочная продукция, сыры, консервы, яйца, сахар, кондитерские изделия, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные и крупяные изделия, плодоовощная продукция, включая картофель, алкогольные напитки.
Непродовольственные товары: ткани, полотенца, одежда и белье, меха и меховые изделия, трикотажные изделия, чулочно-носочные изделия, обувь кожаная, текстильная и комбинированная, моющие и чистящие средства, парфюмерно-косметические товары, галантерея, табачные изделия, мебель, ковры и ковровые изделия, посуда, часы, электротовары и другие бытовые приборы, печатные издания, бумажно-беловые товары, велосипеды и мотоциклы, телерадиотовары, персональные компьютеры, средства связи, игрушки, строительные материалы, ювелирные изделия, легковые автомобили, нефтепродукты, медицинские товары, медикаменты.
Платные услуги: ремонт, пошив одежды и обуви, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, ремонт и техническое обслуживание бытовой аппаратуры, ремонт жилищ, услуги парикмахерских, услуги пассажирского транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги по снабжению электроэнергией, услуги в системе образования, услуги в сфере зарубежного туризма, медицинские услуги, услуги правового характера, услуги банков, посреднические и прочие услуги.
Базовый индекс потребительских цен
Чтобы отфильтровать сезонные колебания, шоки спроса и предложения, связанные с административным, событийным характером, применяют базовый индекс потребительских цен. Он рассчитывается путем исключения определенных групп товаров/услуг из ИПЦ. Например, в нем отсутствует молочная продукция, овощи, фрукты, алкоголь, нефтепродукты, транспорт, услуги связи, услуги ЖКХ.