В других публикациях утверждалось, что с помощью этой картины Рязанов намекает на чувства между главными героями фильма. Мол, должна выстроиться цепочка: Модильяни - Ахматова - любовь. Даже если не считать портрет изображением Ахматовой, всё равно должна выстроиться.
Мои возражения таковы:
- Я не нашла интервью, книги или телепередачи, где сам Рязанов сказал бы об этом намёке (если вы знаете такой источник - пожалуйста, сообщите!). А ведь у Рязанова есть эссе ""Пропавшие" рисунки Модильяни" как раз об отношениях художника с Ахматовой: уж там бы он мог прокомментировать сцену из своего фильма.
- Герои фильма не обсуждают картину за ужином. Ни слова.
- Зачем Рязанову намекать на очевидное? Зрителю и так к этому моменту всё ясно про чувства между главными героями.
- Ладно, допустим, Рязанов не намекнуть хотел, а усилить тему любви, зарифмовать реальность героев с реальностью гениев прошлого (вообще, большой вопрос - был ли между Ахматовой и Модильяни роман и насколько бурный, но сейчас не об этом речь). И снова возражаю. Рязанов - более чем адекватный человек. Он снимает народное кино, он хочет и умеет быть понятным. Внимание, вопрос: сколько человек, увидевших этот фильм в конце 1970-х, опознали бы в этой картине работу Модильяни, вспомнили бы в связи с Модильяни об Ахматовой и провели нужные параллели? Не забывайте ещё, что тогда у зрителя не было возможности ни фильм поставить на паузу, чтоб хорошенько рассмотреть картину, ни скриншот сделать и загуглить потом.
Пока Людмила Прокофьевна меняет домашний халат на платье, Новосельцев осматривается у неё в гостиной. Бросает взгляд и на Модильяни. И не похоже, что он узнаёт картину и видит в ней что-то многозначительное. Он не замирает перед картиной. Коротко смотрит с оттенком удивления - и всё.
Напоминаю, "Служебный роман" вышел в 70-х. Это не наши дни, когда любую репродукцию можно найти в интернете и распечатать. Возможно, Рязанов выбирал просто из тех репродукций, которые были в его распоряжении. И выбрал ту картину, которая нравилась ему самому.
Итак, на картине - не Анна Ахматова. И у нас нет никаких оснований считать, что с помощью этой картины Рязанов намекает на роман между Ахматовой и Модильяни.
Но! Зритель имеет полное право формулировать чуть иначе: я вижу эту картину - и вспоминаю Ахматову с Модильяни. Видеть мы можем что угодно - важно только не приписывать своё видение автору и не перевирать факты. Для меня, например, эта картина о том, что Людмила Прокофьевна интересуется не только отчётами, но и живописью. И что её хороший вкус проявляется не только в выборе платья.
© Наталья Кандаурова