Ещё добавлю немного..
Магнитная лента и магнитофон: звукозапись и монтаж для всехПопытки использовать для записи звука ленту предпринимались неоднократно начиная с XIX века. Сначала ленту применяли для вычерчивания гармоник и для фотоэлектрического считывания, как в кинематографе, затем стали пытаться использовать в качестве магнитного носителя. В 1925–1935 годах ограниченно производился механизм, писавший звук на трехмиллиметровую стальную ленту. Разработку сделали немецкие инженеры Курт Штиле и Луис Блаттнер, а коммерциализировал ее концерн Marconi.
Первый шаг к магнитной ленте современного типа сделал немецкий изобретатель Фриц Пфлеймер в 1927 году. Он разработал покрытие для бумажной ленты из оксида железа (в дальнейшем выяснилось, что сходный способ указал еще Вальдемар Поулсен в своем патенте 1898 года). Купившая лицензию на ленту Пфлеймера фирма AEG создала механизм для записи на нее звука, добавив в него цилиндрическую магнитную головку, и заказала концерну BASF более прочную подложку. Фридрих Матиас из BASF перенес покрытие на целлулоид, и в 1935 году публике на Берлинской радиовыставке было представлено устройство под названием «Магнитофон K-1».
Первая модель магнитофона давала не очень высокое качество звука, особенно сильно искажавшее звучание музыки. Пробные записи Моцарта, сделанные в 1936 году Лондонским симфоническим оркестром, оказались настолько зашумлены и искажены, что великий дирижер Томас Бичем наотрез отказался впредь писаться на магнитную ленту.
С началом Испанской войны в 1937 году международная обстановка начала обостряться, и развитие технологий в Германии исчезло из поля зрения остальных стран. Из-за этого в течение всей войны союзники не догадывались, что проблема качества была решена радикально. Примерно в 1940 году Фридрих Матиас перенес ленту на более прочный и менее горючий поливинилхлорид, а инженер Вальтер Вебер выяснил, что шумы убираются переходом на подмагничивание переменным током высокой частоты — этот метод, что интересно, до Вебера был трижды обнаружен до него в Англии, США и Японии и нигде не был доведен от лабораторных условий до внедрения.
В результате магнитная лента стала пригодна для быстрого и практически бесшовного монтажа ножницами и клеем, а ее качество стало ближе к живому звучанию, чем все остальные альтернативы. В Германии магнитофоны появились почти на всех радиостанциях, в прослушке телефонных линий и радиоразведке, на них писались речи нацистских бонз, симфоническая и популярная музыка, а зажиточные домохозяйства вплоть до 1944 года покупали магнитофоны для дома (свой магнитофон был и у Гитлера).
Трофейная технология идет по мируКогда первые магнитофоны попали в руки союзников, известно недостоверно. СССР мог захватить полевые немецкие магнитофоны уже в 1941–1942 годах. В США первый магнитофон, захваченный в Бад-Наухейме, предположительно привез только в апреле 1945 года демобилизовавшийся связист Джон Маллин. Кому досталась документация AEG и BASF — неизвестно. Но судя по тому, что ни в США, ни в Великобритании ее не было и первые магнитофоны там создавали, разбирая и копируя трофейную технику по образцам и прилагаемым к ним схемам, видимо, первичную документацию следует искать среди трофеев СССР, в НИИ Радио или ВНИИ телевидения и радиовещания (тогда ВНИИ звукозаписи).
Пионером перехода на магнитную пленку в США стал Голливуд. В 1950-е годы разговорное радио вполне обходилось проволокой, а пленка в основном побеждала на музыкальных программах. Главная заслуга в этом принадлежит певцу и шоумену Бингу Кросби, который, познакомившись с Джоном Маллином, быстро оценил возможности магнитной пленки для производства своего синдицированного радиошоу. Новые шоу Кросби стали намного динамичнее его же живых программ за счет интенсивного монтажа и дубляжа, что очень быстро оценили и слушатели. По сообщениям современников, после того как первая студийная запись шоу Кросби вышла в эфир, слушатели завалили радиостанцию письмами и звонками с жалобами на то, что Бинг был в эфире без анонса: разница в качестве с живым голосом исчезла.
Магнитофон позволил также начать оснащение музыки спецэффектами. Близкая к Кросби певица Патти Пейдж в 1947 году сделала первую многоканальную запись, а другой друг Кросби, музыкант Лес Пол, известный как создатель одной из первых электрогитар, разработал с магнитофоном классические методы многоканальной записи и эффекты сведения. Кросби также инвестировал в производство американских магнитофонов, став одним из главных акционеров в будущем большого электронного концерна Ampex.
В СССР собственные магнитофоны стали разрабатываться на несколько лет раньше, с 1942 года. Студийные и военные магнитофоны стали производиться с конца 1944-го (первые годы их выпуск не превышал нескольких десятков штук в год). Магнитофон бытового назначения был впервые выпущен в 1949 году («Днепр», Киев), и в том же 1949-м была опубликована первая схема магнитофона, доступная для любительского изготовления. С 1954 года началось производство отечественной шестимиллиметровой пленки «Свема», а магнитофоны производили уже несколько заводов.
В 1961 году и в СССР, и в США на борту пилотируемых космических кораблей пилоты записывали свои переговоры с Землей и наблюдения уже на пленочные магнитофоны. Тогда же целлулоидная подложка для пленки стала меняться на изобретенный в 1950-х годах негорючий и плавкий биаксиально ориентированный полиэтилентерефталат — известный в США как майлар, а в СССР как лавсан.
В СССР магнитная пленка с 1965 по 1990 год также была основой массовой музыкальной культуры. На бобины переписывали дефицитные альбомы с грампластинок, на них распространялись произведения артистов, чье творчество гласно или негласно не одобрялось. На Западе такого феномена вне контркультурной среды почти не было: там господствовали коммерчески выпускаемые альбомы на виниле.
ТЫЦ