138


Руководители крупнейших банков страны попросили депутатов запретить маркетплейсам снижать цены на товары путем предоставления скидок за счет собственных средств. Об этом говорится в письме, направленном председателю Госдумы Вячеславу Володину (есть в распоряжении редакции «АиФ»).
Подписи под документом поставили председатель правления Сбербанка Герман Греф, главный управляющий директор «Альфа-Банка» Владимир Верхошинский, президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин, председатель правления «Т-Банка» Станислав Близнюк и первый заместитель председателя правления Совкомбанка Сергей Хотимский.
В своем письме главы крупнейших банков просят Госдуму запретить маркетплейсам «вкладывать средства в снижение цен товаров» и предлагают распространить эту меру не только на прямые скидки и акции, но также на бонусные программы и прочие «косвенные формы финансирования».
«Необходимо предусмотреть (в действующем законодательстве — прим. ред.) прямую обязанность маркетплейсов устанавливать единую цену (и не снижать ее путем предоставления скидки) при оплате товара на цифровых платформах вне зависимости от используемого для оплаты электронного средства платежа», — говорится в документе.
Банкиры подчеркивают, что запрет скидок, устанавливаемых маркетплейсами за счет собственных средств в целях повышения доступности товаров для населения, якобы не приведет к их удорожанию. При этом никаких аргументов в пользу такого прогноза авторы письма не приводят.
Однако эксперты придерживаются иной точки зрения. Как заявил глава Общественной потребительской инициативы Олег Павлов, создание искусственных препятствий для развития финансовых сервисов маркетплейсов и других экосистем противоречит не только сложившейся рыночной практике, но и интересам миллионов потребителей. По его оценкам, ограничение скидок может привести к росту конечных цен для покупателей на 15-20%.
Павлов отметил, что скидка за выбор способа оплаты маркетплейса — это пример здоровой рыночной конкуренции, при которой компания делится с потребителем той экономией, которую она получила благодаря его выбору.
Подобные практики в банковских экосистемах и других сферах имеют многолетнюю историю и доказывают высокую востребованность потребителями при отсутствии каких-либо угроз развитию добросовестной конкуренции, считает эксперт. А равные условия, о которых говорят банкиры, по его мнению, требуют, прежде всего, от самих кредитных организаций разработки особых программ лояльности для клиентов маркетплейсов.
«Это значит, что банк должен, например, давать повышенный кешбэк за покупку на Ozon или WB. Ничего не мешает банкам делать это уже сейчас в рамках действующего регулирования, всячески поощряющего рыночную конкуренцию», — добавил Павлов.
Сравнение с кешбэком поддержал экономист и политолог Константин Двинский: он обратил внимание на то, что кто-то дает больший кешбэк, кто-то — меньший, и это тоже можно назвать «нарушением конкурентной среды».
«Будет ли Центробанк запрещать кешбэки по банковским картам? Но почему вдруг резко ополчились на маркетплейсы. Видимо, осознали всю угрозу, которую онлайн-площадки несут классическому банкингу, развивая уникальные финтех-продукты.
Ведь банки привыкли жить в тепличных условиях. Чуть что — за них сразу заступается ЦБ, выкручивая руки и реальному сектору, и даже правительству. А теперь подоспели конкуренты с потенциальной клиентской базой, насчитывающей десятки миллионов граждан. И для многих это стало неожиданностью», — написал Двинский в своем телеграм-канале.
В свою очередь, президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов отметил, что введение ограничений только в одном сегменте экономики при сохранении возможности предоставлять скидки в других не является правильным подходом и требует серьезной экспертной проработки.
«В целом скидки — важная составляющая любого бизнеса, это нужно учитывать», — добавил он.
Сами цифровые платформы призвали думать, прежде всего, о людях и напомнили о социальной значимости скидок.
Так, в одном маркетплейсе пояснили, что подобные скидки являются частью программы лояльности, финансируемой банком, и аналогичны другим распространенным инструментам, таким как кешбэк и бонусные программы. Также там подчеркнули, что скидки «выполняют важную социальную функцию». В другой компании и вовсе назвали предложения по ограничению скидок на маркетплейсах «абсурдными».
«С таким же успехом можно предложить обязать все магазины «Пятерочки» давать скидку на колбасу 5% по карте «Ленты». Или же обязать Сбер давать сниженную ставку по ипотеке не только его зарплатным клиентам, но и зарплатным клиентам других банков, а также покупателям Wildberries, — заявили в пресс-службе компании.
Подчеркивается, что скидки дают возможность людям покупать товары дешевле, а бизнесу — продавать больше, не теряя прибыли. Кроме того, скидки на способы оплаты соответствуют действующему законодательству, позиции Роспотребнадзора и рыночным практикам. Таким образом, от запрета скидок пострадают миллионы потребителей по всей России, для которых товары станут дороже, добавили в компании.
И действительно: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) заявляла, что российские маркетплейсы вправе предоставлять скидку покупателям при оплате определенным платежным инструментом. В ведомстве подчеркнули, что в этом нет нарушений прав потребителей, и сослались на выработанный в судебной практике подход, который допускает установление в публичных договорах различных цен для потребителей разных категорий, определяемых исходя из объективных критериев.
По этому вопросу высказывались и парламентарии. Так, председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яна Лантратова заявляла, что ограничение на скидки — «плохое решение проблемы, потому что идет в ущерб покупателю». «Российские цифровые платформы инвестируют в скидки для покупателей собственные средства. Помимо маркетинговых задач компаний, такая гибкость позволяет замедлять динамику цен и предлагать жителям нашей страны получать широкий ассортимент ранее недоступных для них товаров по комфортным ценам», — отмечала депутат. Таким образом, по ее оценкам, из-за возможного ограничения скидок на маркетплейсах каждое домохозяйство в стране может потерять более 50 тысяч рублей в год.
Не менее критично в отношении такого запрета высказывался и глава «Справедливой России» Сергей Миронов: «Порядок в интернет-торговле нужен, но не за счет отмены скидок. Хватит залезать в карман к потребителям, семьям с детьми, пенсионерам!»
Логично предположить, что на фоне таких оценок инициатива глав крупнейших банков страны, прибыль которых растет рекордными темпами (чего не скажешь о населении), вряд ли найдет поддержку в обществе и у парламентариев.
Источник Размещено через приложение ЯПлакалъ