145. немного истории стырил из энтернета..."К идее разработки собственного танка шведы вернулись в 1958 г. Приобретение "Центурионов" позволило снять остроту проблемы бронетанкового вооружения, но было очевидно, что британские танки – все-таки, оружие сегодняшнего дня, а на перспективу понадобятся более совершенные машины. Поначалу консорциум фирм в составе "Ландсверка", "Бофорса" и "Вольво" попытался всучить военным доработанный EMIL, но его сочли слишком дорогим. Ничего не оставалось, как рассмотреть альтернативные предложения. И тут на первый план вышел эскизный проект под обозначением "Alternativ S" (S – Sverige, т.е. Швеция; все название можно перевести как "Шведская альтернатива"). Разработал его в 1956 г. Свен Берге – инженер из Управления вооружений.Создавая свой проект, Берге стремился максимально уменьшить площадь проекции танка с целью снижения его уязвимости. Единственным способом радикально решить проблему виделся отказ от башни и переход к безбашенной компоновке с установкой основного вооружения в корпусе. Таким образом, танк из машины, состоящей из двух частей – корпуса и башни – превращался в одноблочный объект более простой формы, с меньшей трудоемкостью изготовления, но большими возможностями усиления защиты. Но появлялась другая проблема – обеспечения необходимых углов обстрела. К её решению Берге подошел не менее радикально: в проекте "Шведской альтернативы" пушка жестко устанавливалась в корпусе, будучи совершенно лишенной каких-либо механизмов наводки, как вертикальной, так и горизонтальной. Наведение на цель осуществлялось как на самолете-истребителе – всем корпусом танка, а функции наводчика перешли к механику-водителю. Наведение оружия по горизонтали осуществлялась с помощью обычного гидростатического механизма поворота, оказавшегося очень эффективным: на сухом грунте танк за секунду поворачивался на 90 градусов. По вертикали наводка осуществлялась перекачкой масла в гидропневматической подвеске от передних опорных катков к задним и, соответственно, наоборот. Правда, такое решение имело и свои минусы: оно делало невозможным применение стабилизатора – а следовательно, и стрельбу в движении.
Жесткая установка орудия в корпусе, помимо отказа от наводчика (точнее, совмещения его функций с механиком-водителем), позволяла применить относительно простой автомат заряжания, отказавшись и от заряжающего. Таким образом, теоретически экипаж "Alternativ S" можно было ограничить механиком-водителем и командиром. Но конструкторы, все-таки, оставили в составе экипажа третьего члена – радиста, разместив его лицом назад по направлению движения. Такое размещение было неслучайным – при движении задним ходом радист выполнял функции механика-водителя, у него имелись соответствующие органы управления.
Весьма оригинальным оказался Берге и в выборе силовой установки для своего танка. В то время на боевых машинах безраздельно доминировали двигатели внутреннего сгорания – дизельные или бензиновые. Проводились и эксперименты с газовыми турбинами. С одной стороны, они были довольно привлекательными из-за высокой удельной мощности, с другой – чрезмерно прожорливыми. Берге предложил применить комбинированную силовую установку, как на кораблях: маршевый, относительно маломощный и экономичный, дизель и дополнительную газовую турбину, включающуюся при необходимости резко увеличить мощность (при движении с максимальной скоростью или преодолении труднопроходимых участков местности). После исследования ряда альтернативных вариантов, такой состав силовой установки был окончательно одобрен в 1959 г. Для отработки силовой установки и гидропневматической подвески был построен ходовой макет, а в 1958 г. военные заказали два полноценных прототипа танкам Strv-103, готовых к 1961 г.