Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки, Трансполярной магистрали

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (10) « Первая ... 3 4 [5] 6 7 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
akelapromah
22.01.2014 - 09:44
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
На многих сохранились надписи "ГУЛЖДС" - свидетельство принадлежности лагерям
железнодорожного строительства.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 09:45
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
На вагоны упала линия связи.


Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 09:45
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
Где-то идешь свободно, а где-то трасса упирается в лес.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 09:45
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
остатки дрезины.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 09:46
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
поезд и снова труднопроходимый мост.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
Аблакат
22.01.2014 - 09:46
2
Статус: Offline


Сам себе режиссер

Регистрация: 29.12.13
Сообщений: 2282
Раньше не мелочились, да ))
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 09:46
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
Остатки построек Долгого на берегу реки Таз.


Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 09:47
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
Дома от времени рухнули на месте бывшего поселка вырос лес

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 09:47
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
брошенные лодки

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 09:47
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
На берегу ручья до сих пор валяется старая баржа - холодильник для хранения рыбы.
Ровесница 503-й стройки.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
capog
22.01.2014 - 09:48
18
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 15.07.13
Сообщений: 0
Выходит только Сталину эта дорога нужна была , умер -свернули не глядя на затраты .
Цитата
В 1955 году другое министерство — путей сообщения — приняло на свой баланс и железнодорожную ветку Чум — Лабытнанги, первую очередь магистрали. Она успешно действует по сей день.

Как так
Цитата
Кроме того, в настоящее время российские власти реанимировали и проект магистрали в широтном направлении, из Надыма в Салехард. Сейчас в разгаре строительство соответствующей автомобильной дороги, за которой должна последовать и дорога железная. Кто знает, возможно, когда-нибудь давний проект Великого Северного железнодорожного пути, о котором мечтали еще до революции, все же будет реализован.

Выходит думали о перспективе развития на десятилетия , бабки и усилия затрачивали на нужное дело ,успели бы построить интересно как сибирь бы развивалась .О нашем времени upset.gif , чё вспомнят ?олимпиаду ?южный и северный потоки ?

Это сообщение отредактировал capog - 22.01.2014 - 10:00
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 09:48
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
Еще старая баржа на берегу.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 09:49
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
Паровоз 503-й стройки у развалин депо Долгое.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 09:49
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
«Нас как бы нет, и все же мы – повсюду:
И в насыпях, и в рельсах, и в мостах….
Возносится строительное чудо
На поглощенных тундрою костях!»
(Лазарь Шерешевский)

Это сообщение отредактировал akelapromah - 22.01.2014 - 09:50

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
gerad
22.01.2014 - 09:57
19
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 8.06.12
Сообщений: 2035
На ютубе несколько сюжетов о Мертвой дороге Салехард-Игарка, кому интересно.







 
[^]
AminaZZZin
22.01.2014 - 10:01
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.12.13
Сообщений: 3566
ТСу, много воды, левых фоток, но к концу исправился:)
По теме.... Великое время, великие люди- люди герои! Прежив ужасы ВОВ, найти силы строить новый мир!!!!
Сейчас можно спорить о тех временах, придумывать новые факты, очернять, возвышать.... Одно останется точно - ЭТО БЫЛО, и ЭТО было У НАС!!!!!
ПОЛИТОСы - не срите в тему, хотя вам насрать куда срать:)
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 10:03
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
Про депо Долгое

Долгое было выбрано как место, удобное для заброски всего необходимого для строительства, по воде. Заброска осуществлялась с Севера, пересыльный пункт находился в Тазовском. В период паводка река здесь сильно разливается и судно может подойти к ее высоким берегам. Рассказывают, что прямо к барже был брошен временный путь, по которому паровозы и вагоны своим ходом прямо с берега уезжали в депо.

Депо, как и поселок Долгое, в котором располагалось строительное отделение, тоже строили заключенные. Вокруг депо даже можно найти остатки колючей проволоки. Но жили в Долгом вольнонаемные. Лагеря располагались несколько дальше - в лесу.

Через каждые 5-7 километров осужденные возводили для себя лагерные пункты, называемые колоннами - рассказывают А. Вологодский и К. Завойский в своей работе "Мертвая дорога - музей коммунизма под открытым небом". 10-12 колонн составляли отделение. Территория лагеря 500Х500 метров обносилась 2-3 рядами колючей проволоки, внутри которой размещлись бараки, столовая, баня, медпункт, библиотека, спецотдел, ведавший учетом зеков, административные и хозяйственные постройки. По углам зоны стояли вышки с вооруженной охраной и прожекторами. Единственные ворота устраивались так, что сверху могли ходить автоматчики. Бараки были разделены на две половины, по пол-сотни человек в каждой. Входы - раздельные. В центре каждой имелась печка - где железная а где и из кирпича. Вдоль стен - двухъярусные деревянные нары. Обычно в лагере содержалось 400-500 человек. Несколько домов стояли за периметром отдельно - для охраны лагеря и начальства.

Это сообщение отредактировал akelapromah - 22.01.2014 - 10:03

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 10:03
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
В каждом лагере имелся карцер - небольшое хорошо охраняемое здание в стороне, с тесными камерами метр на полтора, бетонными нарами и совсем маленькими окошками, практически не пропускавшими свет, в котором отапливалось только помещение охраны.

Существовали и режимные лагеря с высокими заборами, решетками на крошечных окнах. В них не действовала система зачетов, практиковавшаяся в обычных лагерях, кормили по уменьшенным нормам.

Наконец, были женские лагеря, которые ставили отдельно. Но и женщинам приходилось копать, сыпать песок и гравий, разгружать, строить пути.

Узниками и строителями дороги были преимущественно политзаключенные, бывшие военнопленные, жители оккупированных немцами территорий, а 35% составляли осужденные уголовники. Попасть на строительство железной дороги можно было не только за серьезные преступления, но и "за колоски", мешок колхозной ржи, растрату в магазине, катушку ниток с фабрики или кусок ситца и даже за опоздание. По-началу, во время строительства лагеря, заключенных размещали в тесноте, в плохо отапливаемых палатках и времянках. Но 503 стройка не была столь уничтожающей, как другие стройки ГУЛАГА, осужденные сюда даже просились.

Рабочий день зека - строителя дороги начинался в 6 часов утра, с сигнала - удара железного предмета о подвешенный на тросе рельс. Потом завтрак, развод во дворе и утренняя поверка, вывод на работу. Короткие перекуры, вечернее конвоирование в лагерь. Отбой в 23 часа и жесткие нары. Работа без выходных. Везде строем и под конвоем: на работу, в баню, в столовую. Отставать нельзя - охрана стреляет. Территория, на которой трудились, тоже обозначалась табличками "запретная зона". Наказания за незначительные провинности. Где-то гоняли босых по снегу, а здесь, на реке Таз, провинившегося летом ставили на улице под вышку, где его тут же облепляла мошка, но несчастный не смел шевелиться, опасаясь что его застрелят. Без конвоя ходили те, у кого был небольшой срок, статья бытовая, и только днем. Но именно среди них было немало железнодорожникков, водителей, трактористов, связистов.

От тяжелой работы и плохих бытовых условий люди болели и умирали. Встречались даже такие болезни, как дистрофия и брюшной тиф. Но не только болезни уносили жизни людей. Погибали так же от травм, зафиксированы случаи удушения, травматических переломов позвоночника и основания черепа, сквозные пулевые ранения.

Хоронили тут же, на стройке. Без гробов. Когда в общей яме на лагерном кладбище, а когда и поодиночке у строившейся дороги - вспоминает Лазарь Шерешевский, участник строительства дороги Салехард - Игарка. На бирке писали номер, фамилия, возраст, статья и срок. На могиле - колышек с дощечкой, с шифром из букв и цифр. А для отчетности в сейфе спецчасти хранился перечень номеров и фамилий умерших. Мы, правда, таких захоронений не встретили, хотя таблички за столько лет вполне могли сгнить. А вот в музее Красноселькупа есть фотография с крестами на детском кладбище в окрестностях одного из лагерей. Детей, родившихся у женщин - осужденных на строительстве железной дороги, забирали в находившийся здесь же дом младенцев.

Проще было на строительстве дороги вольнонаемным. Они, как и служащие МВД, имели увеличенный отпуск, двойной оклад и прибавки к зарплате раз в пол-года. Имели хорошее снабжение, в магазине могли купить любые товары, заказать необходимые вещи и даже книги. Но среди вольнонаемных были ссыльные и бывшие заключенные, которые вынуждены были остаться, так как им был ограничен выезд.
Осмотрев остатки депо и многочисленную брошенную здесь технику, направляемся искать проложенный в тайге путь. Если на территории бывшего депо сохранились рельсы, то на ближних к нему участках, примыкающих к реке Таз, их успели убрать. Пустая насыпь местами так заросла, что только узкая охотничья тропа выдает ее. Но в большинстве случаев она все же «читается». По дороге натыкаемся на остатки трактора «Сталинец», разбросанные подкладки под рельсы и костыли, куски рельс, колесные пары.
Пройдя еще немного, обнаруживаем уже нетронутые пути. На одной рельсе клеймо Демидовского завода, на других – иностранных производителей. Все рельсы конца 19 - начала 20 веков. Вероятно, для строительства «Мертвой дороги» использовали рельсы, снятые при ремонте других железных дорог. Несколько раз обнаруживали накладки из дерева, удерживающие стык с одной стороны. Ставить две деревянные все-таки не решались, другая накладка была железной. Значит, несмотря на хорошее обеспечение стройки, материал был не в изобилии, раз так приходилось из ситуации выходить. Да и паровозы – «овечки» поступали на 503 стройку не просто так – их заменяли на сети в то время более новыми.

Насыпь строилась по упрощенным нормам, одноколейной, с разъездами через 9-14 километров. Даже времени на изыскания толком выделено не было. Отсыпали трассу в летний сезон. Осложняло строительство широкое распространение болотистых почв, на засыпку которых требовалось слишком много пееска. Экскаваторы были редки использовались только в карьерах. Подъемных кранов практически небыло, даже баржи разгружались вручную. Полотно будущей магистрали зеки делали киркой и лопатой. По деревянным настилам катили тачки. Длинными железными щипцами перетаскивали рельсы на насыпь, на заранее установленные шпалы. Через реки перекидывали деревянные мосты.



Это сообщение отредактировал akelapromah - 22.01.2014 - 10:04

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
akelapromah
22.01.2014 - 10:10
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 4532
За время строительства в тундре и по берегам рек было построено 75 рабочих поселков, 35 станционных и 11 складских зданий. Самыми крупными поселками из тех, где проживали вольнонаемные работники стройки, были Ермаково, Янов Стан. Население Ермаково составляло около 15 тыс. человек. В вольных поселках работали поселковые Советы, детские учреждения, школы, больницы, поликлиники и другие объекты инфраструктуры. Изменилась жизнь в старых поселках, в Салехарде.

Материальные затраты и человеческие жертвы не в счет. Ресурсы невольничьего труда и пушечного мяса казались неисчерпаемыми.

Тысячи людей замерзли, погибли от истощения и непосильной работы на этой обозначенной лишь условным направлением трассе — тела их просто хоронили без гробов, привязывая к ноге только бирку с номером личного дела... трупы едва присыпали землей.


Экономисты впоследствии подсчитали, что решение бросить строительство в такой степени готовности привело к убыткам для бюджета страны намного большим, чем если бы дорога все же была достроена, не говоря уже о ее перспективном продолжении до Норильского промышленного района. Судьбы отдельных участков дороги очень различаются. Головной участок Чум-Лабытнанги принят в постоянную эксплуатацию МПС в 1955 г. Полностью готовая линия Салехард-Надым была брошена, и не восстанавливалась. До начала 90-х по нему на полусамодельной дрезине ездили связисты, обслуживающие ту самую телеграфно-телефонную линию. Участок от Пура (ныне ст.Коротчаево) до Надыма был восстановлен Министерством нефтяной и газовой промышленности в 70-х годах, а в начале 80-х в Коротчаево с юга — из Тюмени — пришла новая магистраль. Состояние пути от Коротчаево до Надыма было неважным, в середине 90-х годов пассажирские поезда с юга укоротили до ст.Коротчаево, и лишь в 2003 году участок Коротчаево-Новый Уренгой (бывш.Ягельная) был введен в постоянную эксплуатацию. С восточного участка дороги рельсы были сняты в 1964 г. для нужд Норильского комбината.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
Quad
22.01.2014 - 10:13
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 31.07.12
Сообщений: 656
Смазать и катнуть, своя настоящая железная дорога, детская мечта .)))
 
[^]
Kotofun
22.01.2014 - 10:16
1
Статус: Offline


Гость

Регистрация: 27.01.12
Сообщений: 1
Отец моего знакомого когда-то был сослан на работы на такой объект. Рассказывал как охранники расправлялись с провинившимися. Летом просто голым выгоняли в степь. Через время человека находили мертвым и опухшим от комариных укусов.
 
[^]
грамозека
22.01.2014 - 10:16
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.07.12
Сообщений: 2720
Да уж - тысячи загубленных жизней! сотни тысяч тонн металлолома ради призрачной мечты???
 
[^]
Yell
22.01.2014 - 10:17
16
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 15.02.13
Сообщений: 27
Фильм "Край" (Кинопоиск) с Машковым не здесь снимали?

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
zer3tourney1
22.01.2014 - 10:19
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.11.10
Сообщений: 174
Отличный, информативный пост. И не предвзятый. Когда зашло дело про ГАЗпром, думал что начнутся сравнения и восхваления. Ан нет, все хорошо:)
 
[^]
ssver
22.01.2014 - 10:24
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 26.02.09
Сообщений: 48
Цитата (Kotofun @ 22.01.2014 - 13:16)
Отец моего знакомого когда-то был сослан на работы на такой объект. Рассказывал как охранники расправлялись с провинившимися. Летом просто голым выгоняли в степь. Через время человека находили мертвым и опухшим от комариных укусов.

А сейчас дубаки, для Вас охранники, в постель кофию приносят?
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 97756
0 Пользователей:
Страницы: (10) « Первая ... 3 4 [5] 6 7 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх