ДВЕРИ ТИМУРА (ТАМЕРЛАНА)
1872
Верещагин Василий (1842-1904)
На полотне изображены хорошо вооруженные стражи, охраняющие вход в парадные покои Тамерлана: «наш дворик сообщался со знаменитым тронным залом Тамерлана, двором, обнесенным высокою прохладной галереей, в глубине которой стоял и самый трон Кок-таш… Сюда на этот двор, стекались государи и послы всей Азии и части Европы для поклона, заверений в покорности и принесения даров», - вспоминал Верещагин свои впечатления. Воскрешая яркие образы прошлого, художник опирался не столько на свои фантазии, сколько на сохранившиеся в Самарканде памятники и артефакты. На картине изображена реально существовавшая старинная дверь дворца бухарских эмиров Кок-Таш (ранее служившая Тамерлану). Точно такая же дверь запечатлена на фотографии 1868 года из так называемого «Туркестанского альбома» (Альбома Кауфмана). С большой вероятностью художник мог использовать эту фотографию при написании картины «Двери Тимура» в Мюнхене, куда был командирован в 1870 году для работы над Туркестанской серией. Сложный, четко выписанный на картине узор, имитирующий резьбу по дереву, с одной стороны, говорит о Верещагине как о блестящем рисовальщике, с другой – он в точности соответствует декору дверей на фотографии.
Размещено через приложение ЯПлакалъ