ОКР «Универсал-1»В начале 70-х годов прошлого столетия в Советском Союзе предприняли попытку создать грузовые амфибии для нужд армии. Машины предполагалось строить совершенно непохожими на водоплавающую братию – никаких килей и корпусов-лодок.
С одной стороны, это позволяло унифицировать машины с сугубо сухопутными образцами и рациональнее компоновать узлы. С другой – с сотни шагов такую амфибию невозможно было отличить от обычного грузовика. Отличная маскировка от разведки НАТО.
Разветвленная речная сеть в Европе выглядела идеальным элементом поля боя для грузовых амфибий. Дезориентировать противника и выйти на оперативный простор колонна амфибий могла в самом неожиданном месте.
Плавающие грузовики в Советском Союзе предлагалось делать двумя путями – адаптировать готовые решения и создавать новые конструкции.
В 1976 году испытывали Урал-375П «Поплавок», представляющий собой обычный полноприводный грузовик с гребным винтом в корме. С ходу в воду бросаться не мог – экипаж переводил его в водоплавающее положение за 12 минут.
Естественно, ни о какой герметизации стандартной кабины «Урала» речи не было, и водитель был вынужден рулить кораблем почти в акваланге. На воде 375-й держался за счет штатных поплавков и водоизмещающего кузова. Испытания подтвердили заявленные характеристики, и удовлетворили заказчика. Но в серию «Поплавок» не пошел.
Как не увидел реальной строевой службы Урал-379П, которого пытались научить плавать еще с рождения. Грузовик должен был заходить в воду практически без подготовки – для этого кабину и кузов герметизировали. В корме стояли два гребных винта, которые совместно с колесами разгоняли грузовик на воде до 6 км/ч.
Помимо трехосной версии, в Миассе подготовили для испытаний плавающую машину с колесной формулой 8х8. Открытых данных о результатах работ нет, но можно предположить, что они были неоднозначными.
В серию грузовики не пошли, однако и отказываться от идеи не стали. Позднее в рамках программы «Суша» существовали прототипы капотной амфибии по имени Урал-43221А, испытания которых датировались 1979 годом.