85


Вот вроде только что понедельник был - а уже и пятница. Внезапно. Пусть тогда и автомобиль будет для многих, я думаю, внезапный.
Большинство наверняка при разговоре об испанской автомобильной промышленности вспомнит только SEAT. Кто-то, может быть, ещё припомнит Hispano-Suiza. И совсем немногие слышали про грузовики компании Pegaso, ныне входящей в концерн IVECO. Вот про один интересный и яркий эпизод в её истории сегодня речь и пойдёт.
ENASA (Empresa Nacional de Autocamiones S.A.) - испанское государственное предприятие, основанное в 1946 году. Занималось оно производством грузовых автомобилей на бывшем заводе Hispano-Suiza в Барселоне. Руководил всем этим Вифредо Рикарт, талантливый инженер, успевший в предвоенные годы поработать в Италии на Alfa-Romeo и принимавший участие в создании гоночных автомобилей марки. Всякие V12 и V16, компрессоры-нагнетатели и вот это вот всё. А тут назначили руководить производством полезных, но скучных грузовиков. Неудивительно, что душа поэта не выдержала, и Рикарт уже в 1950 году создал проект люкс-седана Z-101 с двигателем V12. Инициатива не получила поддержки у высокого руководства в лице генерала Франко, зато следующий проект, спортивный двухместный Z-102, уже в 1951 удалось даже довести до серийного производства. Ну, условно серийного - с 1951 по 58 изготовлено 84 машины. Зато каких...
Всё в лучших традициях гоночных автомобилей своего времени. Полностью алюминиевый V8 с четырьмя верхними распредвалами и десмодромным приводом клапанов. Два с половиной литра, Четыре Вебера и 170 л.с. при 6500 об/мин. (Позже - 2.8 и 3.2, и даже с компрессором, но об этом потом, в комментариях). КПП - в блоке с главной передачей, так называемая разнесённая компоновка или transaxle. Да ещё и расположена не перед, а за задней осью. Стальная пространственная рама с множеством отверстий для облегчения, независимая торсионная подвеска и так далее.
Кузов... Про кузов отдельно. 19 автомобилей получили кузов производства ENASA. Алюминиевый и очень скучный на вид. Большинство Z-102 оснащались более интересными итальянскими кузовами Carozzeria Touring. А вот 18 машин попали в руки известного своими экстравагантными изделиями французского кузовщика Jaques Saoutchik, которого до эмиграции семьи в Париж звали Яков Савчук. Один из них и представлен на
24 фотографиях в сегодняшнем выпуске.