На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:53
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
68
Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

24 фото via

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:53
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Почём лошадка?

В 20-е годы прошлого века картина, сложившаяся в сельском хозяйстве, была ещё хуже, чем сегодня. Сначала его здорово подкосила Первая мировая война. Затем — революция и война гражданская. Разумеется, в первую очередь сказались человеческие потери — страна тогда была аграрной, и большинство солдат этих войн в мирное время были обычными хлебопашцами.

Ну а во вторую — техника того времени. Точнее, её отсутствие. Чаще всего пахали на лошадях, но и воевать без них тоже было нельзя, и лошади ушли с полей на фронт. В некоторых регионах (особенно южных) основной тягловой силой для плугов, косилок, жнеек и прочих сельхозорудий были быки и волы. Воевать на них не получалось (уж больно они медленные), зато в голодные годы их можно было съесть.

Таким образом, пахать было некому и не на чем. Даже к 1917 году ситуация была тяжёлой: работоспособное мужское население в деревне уменьшилось по сравнению с 1914 на 47,4%. Что уж говорить о ситуации после завершения гражданской войны. К 1923 году площадь посева зерновых составляла только чуть больше половины от площади посевов в 1913 году.

Ценой гигантских усилий к 1927 году получилось добиться довоенных посевных зерновых площадей. Однако стало ясно, что менять что-то необходимо. В 1928 году началась коллективизация. Так как далеко не всегда и не везде новоиспечённые колхозники горели желанием пахать много и качественно, эффективность колхозов того времени была невысокой. К тому времени все загнивающие капиталисты пахали на тракторах, и это выглядело интереснее пахоты на колхозниках (многие из которых пахать не желали вовсе). Правда, и у нас к тому времени свои (или почти свои) тракторы уже были.

Намного раньше коллективизации, ещё в 1919 году, советское правительство озаботилось поиском приличного трактора. Первым делом обратились к Генри Форду, который в то время пытался сбагрить кому-нибудь свои “фордзоны”. Кстати, правильнее говорить “фордсан” — всё-таки Генри назвал компанию Fordson (Henry Ford and Son) в честь любимого себя и сына Эдсела.

02. Рекламный плакат, США

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:54
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Отношения с “фордзонами” складывались не очень хорошо. Это были достаточно слабенькие машины, а цена трактора “Фордзон-Путиловец”, выпущенного на одноименном заводе, была в два с лишним раза выше цены трактора, выпущенного у себя на родине. Правда, Форд этим контрактом с СССР очень дорожил: его тракторы больше никому не были нужны, Fordson оказался убыточным, так что этот жестокий капиталист даже изменил своим принципам “деньги вперёд” и продавал свои тракторы СССР в рассрочку.

03.

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:54
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
04

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:54
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
05

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:54
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Со временем стало очевидно, что “фордзон” лишь немногим лучше лошади, и поднимать на нём сельское хозяйство очень трудно. И государственная комиссия по тракторостроению (была тогда и такая) опять устремила свой страждущий взор на Запад.

Как это обычно бывало в СССР, комиссия отобрала несколько наиболее интересных тракторов и принялась их детально сравнивать. Выбирали между американскими International 15/30, Rumely Oil Pull, немецким Hanomag и шведским Avance. Среди критериев, по которым выбирали лидера, был один интересный — стоимость единицы крюковой мощности. Её считали как отношения мощности на крюке к стоимости самого трактора и оценивали в долларах на лошадиную силу.

06

Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 4.07.2018 - 22:12

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:55
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
07

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:55
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Тут лидером оказался International (полное название — International Harvester McCormick Deering 15-30), одна лошадиная сила которого стоила всего 52,90 $. А вот самым дорогим по этому показателю стал немецкий Hanomag — 69 $. Кроме того, оценивали компоновку, простоту управления и технического обслуживания, стоимость производства и ремонта трактора, возможность работы с наибольшим количеством сельхозорудий, приспособленность к серийному производству. В результате серьёзного отбора претендентов лидером стал International. Осталось решить ещё один вопрос: где эти тракторы строить?

08. McCormick-Deering 15-30 ‘1930

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:56
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Выпускать тракторы в Ленинграде на Путиловском заводе и потом отвозить их в хлеборобные регионы страны было бы дорого. Решено было строить новый завод, желательно — где-нибудь поближе к существующим железным дорогам, необходимому сырью и, разумеется, полям. Выбирали между Воронежем, Запорожьем, Ростовом-на-Дону, Сталинградом, Харьковом и Челябинском.

В итоге выбрали Сталинград как самый приближённый к центрам будущего использования тракторов город. Правда, в Харькове и Челябинске заводы построили тоже, но позже. А в 1926 приступили к постройке Сталинградского тракторного завода им. Ф. Э. Дзержинского. Его главным архитектором был Альберт Кан, владелец «Альберт Кан Инкорпорейтед». Кана часто называют архитектором Детройта -это личность сама по себе интересная.

Но нам пока интересно только то, что завод, собранный в Америке, разобрали и за полгода смонтировали уже в СССР, а 17 июня 1930 с конвейера сошёл первый трактор под маркой СТЗ. Кстати, образцом стал не изначально выбранный Интернационал 10/20, а чуть более мощный Интернационал 15/30. Но у нас он всегда был известен под маркой СТЗ, хотя чаще его называли просто “сталинцем” (имя это неофициальное — официально “Сталинцами” называли гусеничные тракторы, не имеющие с СТЗ ничего общего — прим. ред.).

09. Волгоградский тракторный завод до 1961 года именовался Сталинградский тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского (СТЗ)

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:56
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Три тонны простоты

Честно говоря, я никогда не видел ничего более простого и… железного. Можно подумать, что этот трактор просто отлили из куска чугуна, прикрутили к нему колёса и отправили в поле. Ну посудите сами.

Тут нет привычной в нашем понимании рамы (впрочем, понятие рамы, скорее всего, скоро вообще канет в Лету). Она выполнена единой частью с картером трансмиссии. Причём сразу всей трансмиссии — и коробки передач, и заднего моста. Так что основа трактора — это просто картер. К нему прикреплена литая передняя полурама, на которой покоится двигатель (запущенный, он, конечно, не покоится, а очень даже дрыгается).

10

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:56
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Мотор — четырёхцилиндровый, верхнеклапанный, с мокрыми гильзами. Коленвал — двухопорный, на шариковых подшипниках. Чугунные поршни имеют по три компрессионных и одному маслосъемному кольцу, шатуны — кованые. Но самое интересное здесь — система питания.

11

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:56
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
12

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:57
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
13

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:57
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
14

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:57
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Со стороны кажется, что у трактора один бензобак. На самом же деле их даже не два, а три. Самый большой — с керосином, на котором по идее должен работать мотор. Второй чуть поменьше, в него заливают бензин, на котором мотор следует запускать. И ещё есть бачок для воды. И это не для системы охлаждения (которая здесь действительно водяная), а для… предотвращения детонации. Она (вода, а не детонация) тоже подавалась к цилиндрам через карбюратор Ensign RW. Естественно, никакого топливного насоса тут нет, всё отлично поступает самотёком.

15

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:57
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
А теперь обратите внимание на трубу справа от водителя. Что это? Не глушитель же? Конечно, нет. Банка глушителя стоит с правой стороны мотора, да и глушителем это устройство назвать сложно: никаких сеточек и прочего хлама там нет. Есть только литые выступы внутри и всё. Эта высокая труба — воздухозаборник. Трактор ездит по таким местам, где может быть много пыли. А пыль во впуске снижает ресурс даже такого монструозного мотора, который стоит в СТЗ. Поэтому воздухозаборник стоит высоко и снабжён масляным воздухоочистителем типа Pomona.

16

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:58
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Если задняя ось — это “чулки”, прикрученные болтами к тому же монументальному картеру трансмиссии, то передняя — всё же отдельный элемент. Правда, такой же сурово-беспощадный, как и всё остальное. Его ход ограничивают две пружины, но мы не смогли так “вывесить” этот трактор, чтобы узнать, если ли у передней оси предел.

17

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:58
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Система зажигания — от магнето Scintilla. Аккумулятора и тем более стартера тут нет, так что для пуска двигателя есть только рукоятка “кривого стартера”. Бортовое напряжение — шесть вольт.

18

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:58
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Система охлаждения, как я уже говорил, водяная с вентилятором, приводимым в действие чудесным плоским ремнём.

Все остальные чудеса механизации тридцатых лучше рассмотреть с места тракториста.

19

Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 4.07.2018 - 21:58

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:59
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Смерть асфальту!

Итак, забираемся на рабочее место водителя. Сделать это легко: никаких дверей открывать не надо, можно спокойно забраться по прицепному устройству в задней части и сесть на сиденье. Флок, велюр, кожа — это всё для слабаков. Трактористу положено металлическое сиденье — правда, неожиданно удобное, с прекрасной пружиной-амортизатором.

20

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:59
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
21

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:59
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
22

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:59
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
23

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 21:59
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Чего никак не ожидаешь от 80-летнего трактора, так это такого простора на рабочем месте. Тут можно размахивать руками и ногами, не опасаясь чего-нибудь поломать. И не только из-за отсутствия кабины как таковой, но и из-за скромного количества органов управления. Да и те, что есть, сделаны так прочно, что проще сломать о них руку или ногу, чем сам рычаг, педаль или руль.

24

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
opasnyeludi
4.07.2018 - 22:00
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Допустим, с рулём всё понятно: вот он, стоит прямо передо мной. Но вот в ногах чего-то явно не хватает.

Да, тут нет педали газа. Вместо него — сектор ручного газа, совмещённый с манеткой регулировки опережения зажигания. Орудуя этим руками, можно выставить нужные обороты. И ехать уж как получится. Давайте пробовать, что просто так сидеть…

25

На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 5212
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх