Давайте я тут малость инфы добавлю, поскольку учился на кафедре "Автомобили" , работал на МАЗе, да и на МЗКТ заглядывал...
1) "Перестройка".
На первом курсе мы уломали препода, он нас заволок на завод всей группой и провели нам там экскурсию. Была в свое время (1997 году, сейчас уже нет) эдакая площадка готовой продукции, где стояли ВСЕ экземпляры техники, выпускавшейся МАЗом. Видели мы и Перестройку... Ржавая уже была, кстати, довольно низкая. Но охуевали мы отнюдь не с нее!!!! Справа от нее стоял седельный тягач... Видели когда-нибудь Рено Магнум? Это у которого пол в кабине ровны? Так вот там стоял точно такой же тягач - низкий моторный отсек, пара вертикальных фар, кабина как бы сверху ставится. Компоновка та же самая, только габаритами поменьше, под стандартный размер наших тягачей. Мы к мужику - "ну так кто у кого спер идею?" Тот отмахнулся, мол, пришли каждый своим путем...
2) Пропускной режим.
Раньше МЗКТ был составной частью МАЗа, о чем тут писали. В начале 90х отделился (МАЗ особо и не сопротивлялся сбросу балласта). Замутили забор... Все путем. Но есть между заводами одна проходная, из нее выходишь прямо -МЗКТ, направо по лестнице вверх - МАЗ. Мы на МЗКТ бегали в буфет (у них раньше открывался), в заборе (деревянном) была калитка, спустились с горки - и ты на МЗКТ. Местная охрана нас гоняла, забивала калитку, но мы все равно бегали.
Из маразма. На завод запрещено проносить фотоаппараты, диски и прочую хрень. Типа, можем их убераццкие секреты спереть... Тему современных флеш-носителей и телефонов с камерами опустим... Иду раз с завода, в пакете два диска с играми. Диски фирменные, в заводской упаковке, запаяны в целофан. Тормознули "Что в пакете". Показываю. "Ай-ой, нельзя-изъять!!!!" конфисковали. "Через неделю приходите в охрану ,их первый отдел должен проверить" . Спустя неделю мне долго и упорно сцали около часа в уши, диски отдали... к ним никто даже не притрагивался.
3) Производство
Собственно, на первых фотках как раз и есть сборочный цех. Он состоит из нескольких залов, где на старпелях собирают тягачи разного калибра. На 15й фотке тягач со стандартной МАЗовской кабиной. Производство в значительной степени унифицировано и мы им поставляем кучу запчастей. Самосвалы и тягачи начальной линейки выходят с кабинами от МАЗ-5337.
Дабы поддержать старого друга (на МЗКТ в начале 2000х был просто атас), МАЗ им частично передал сборку автобусов. Там варят рамы, обшивают, собирают из привозных запчастей автобус , красят ... вуаля... Любопытный момент. На момент начала производста автобусы выходили с тремя движками - ЯМЗ (ярославский), ММЗ (минский) и Рено (а хрен его знает чей...) В итоге в массе стали ставить коробки и движки от РЕно и Мерса, бюджетные модели комплектуются ярославскими.
Самую малость оффтоп. МАЗ очередной раз скооперировался (первые автобусы делались вместе с Неопланом) , на сей раз с МАНом. Теперь у нас по маркой МАЗ-МАН собирают старые МАНы с квадратной кабиной... плакать хочется...
4) Еще немного истории.
Собственно, сам МАЗ возник из ремонтных мастерских в 1944 году, когда из Ярославля передали производство грузовиков ЯАЗ, а сами сосредоточились только на двигателях. ТАк появились МАЗы 200й серии. Постепенно грузоподъемность производимых машин росла, поэтому линейку самых тяжелых самосвалов отделили и отправили в Жодино. Так возник БелАЗ. Подразделение ракетных тягачей вроде как (давно дело было, уже не помню) передали из Брянска, так что на 32 фотке как раз брянский тягач. А позади них белый корпус, с левой стороны как раз и ваяют автобусы.
Что до Перестройки, то мы продали права на нее все тем же французам. А они спокойно их похоронили...
2)