ТС- СПАСИБО!
Прочитал и столько накатило воспоминаний! Лови "зелёнку"...
Т-16 это Адский пепелац!
Кто водил самоходное шасси Т-16 сможет ездить на чём угодно.
Раздолбанные вихляющие передние колёса, гора мешков в кузове выше лобового стекла, на мешках толпа народу и раздолбанная сельская "дорога"...
"Рулишь высовывая голову из кабины, да может мужики, лежащие на мешках что подскажут, если не совсем в умат пьяны....
Впрочем...
Из моих воспоминаний.
**********
Мне 24 года, за плечами срочная служба в Советской Армии, возвращение домой, к осколкам семейной жизни, развод, знакомство с будущей женой, возвращение на родной Нефтехим, получение 5 разряда, перевод на курирование 4 пускового комплекса, покупка мотоцикла с ИЖ-Юпитер -5 с коляской….
Как хороший рабочий и молодой специалист, ожидал очереди на самую интересную "должность":
-Комбайнёра.
Хорошо это было или плохо, сейчас, в это скорбное для нашей страны время, уж и не знаю.
В общем, такое тогда было время
-Крестьяне помогали горожанам убирать урожай.
При каждом мало мальски крупном предприятии было своё подсобное хозяйство, и если не всегда рабочие могли воспользоваться «дарами земли» в «вещественном смысле», то рабочие столовые, детские сады предприятий, заводские профилактории, снабжались продуктами произведёнными в подсобных хозяйствах.
Были массовые выезды предприятий на уборку урожая, посадку, прополку и прочие сельскохозяйственные работы, которые обычно не оплачивались, но были и работы, за которые весьма неплохо платили.
Назову навскидку несколько таких видов работ:
-Уборка урожая (комбайнёры, водители сельхозтехники и грузовых автомобилей)
-Подготовка к посевной (ремонт техники в мастерских)
-Строительство, монтаж нового оборудования
-Сенокос
-Работа на АВМ (агрегаты витаминной муки)
Все эти работы, как правило, весьма неплохо оплачивались.
Так к примеру комбайнёр мог заработать до 7…8 тысяч за уборочную (но эти цифры , скорее исключение), обычно, от 2 до 3, 5 тысяч.
Сразу хочу пояснить
-Как правило, заработок о котором идёт речь, это чаще всего заработок за 3…6 месяцев, включающий в себя этапы подготовки техники, собственно уборочной и консервации техники на зиму.
Естественно, как Вы сами понимаете, прикомандированным чаще всего доставалась «убитая» техника и самые хреновые в плане уборки места, но даже при самром неблагоприятном стечении обстоятельств, рублей 200 в месяц за работу «в колхозе» было гарантировано
Естественно, что ели комбайнёр был прикомандирован от завода, то ему сохранялся средний заработок.
Так, например, мой заработок в тот период был жёстко фиксированным(в связи с переводом по плану подготовки кадров на новое производство) и составлял ровно 300 рублей.
В общем, если я например, попадал на уборочную то мой заработок за 3 предположим , месяца 900 рублей ну и пусть, в самом плохом варианте рублей 150 «в колхозе», то есть, примерно около полутора тысяч…
«Кормёжка», естественно за счёт «колхоза».
Большие ли это деньги?
Например, самый дешёвый автомобиль, Запорожец стоил 5500 рублей, мотоцикл Урал с коляской 1900 рублей, поездка «на море» на 30 дней по линии профсоюза- 160 рублей, самый дорогой тур (о котором я знаю)
- Плавание (по-моему 45 дней) на лайнере с заходом в различные порты
-900 рублей
Пресловутые джинсы стоили 200 р. на толкучке, кожаная куртка, рублей 300
В общем, смысл ехать «на уборку» конечно же, был.
И конечно, на обучение на комбайнёров была очередь, выбирали самых лучших.
В том далёком 1988 году я был уже записан на осенние курсы водителей сельхозтехники.
++++++++++++++++=
Потекли обычные сельские дни.
Запах навоза уже не чувствовался, лицо потихоньку обрастало щетиной, ритм монотонной деревенской жизни затягивал, город и Нефтехим стали казаться чем-то очень далёким.
Вечером посиделки с коллегами, игра в подкидного дурака, иногда походы к Николаю, чефир, разговоры «за жизнь»…
Единственное что немного портило настроение
-Поведение нашего тракториста, управлявшего самоходным шасси Т-16МГ:
-Наглый, бесцеремонный парняга, год или полтора назад оттоптавший зону.
На исходе недели, поздно вечером улицы затерянного в лесах села осветили проблесковые маячки патрульной машины.
Я курил на крыльце.
-Что случилось?
Спросил Вовка
-Не знаю!
А произошло следующее.
Что уж такого эротичного увидел наш тракторист в сожительнице Николая,немного потасканной и побитой жизнью 40 летней бабе, я не знаю.
В общем, начал он к ней приставать. Странно, конечно. Жена тракториста, Ленка, девка довольно видная, "кровь с молоком"всё есть, и характер вполне приличный, но видимо, зоновский гонор взял верх.
Сожительница вечного бродяги Кольки баба резкая, взяла ружьё, которое незаконно хранилось у Николая и не долго думая пальнула насильнику прямо между ног!
Сколько дроби ушло в землю, сколько в цель, мне естественно неизвестно.
Но тракториста увезли в больницу, а Николая забрали в СИЗО.
Подругу его, почему-то оставили в деревне.
Утром, за руль трактора сел один из коллег, водитель автобазы нашего Нефтехима.
День и ещё один прошли как обычно.
Вечером коллега, водитель уехал.
Глава пятая. О том, как я стал «трактористом»
Утро, нужно вывозить навоз, иду к директору
-Давай тракториста!
-Нет, садитесь за руль сами!
Что ж делать..
Вовка отказался сразу
-Не умею!
Конечно, за руль этого шедевра Советского тракторостроения сел я.
Узкие ворота фермы, разбитые в хлам шкворня
-Поворачиваешь руль, а колёса болтаются туда-сюда!
Выезжая из ворот с кузовом, нагруженным жидким навозом, цепляю проём бортом..
-РРАЗ!
-Борт открывается и жидкая «чача» выливается на пол!
Блин!!! ААА!!! Мать!
Опять начинаем грузить …
Первая поездка за комбикормом на склад за рулём адского пепелаца это отдельная тема.
Возлегая на мешках в кузове Т-16, как-то не думаешь о водителе этого транспортного средства:
-Лежишь, смотришь в бездонное синее небо, мечтаешь о разном…
Знаете, по моему, тот, кто научился водить гружёное доверху самоходное шасси, может водить любое транспортное средство:
-Начиная от трёхколёсного велосипеда, заканчивая Х образным Имперским штурмовиком Дарта Вейдера!
Почему?
Вот только представьте!
Гружёный доверху кузов, в лобовое стекло практически ничего не видно (кузов у самоходного шасси впереди).
Разбитые в хлам шкворня и деревенская разбитая дорога.
Кстати, это развивает и экстрасенсорные способности!
-Выглянув из–за баранки просчитываешь:
-Вот здесь пройдут передние колёса, а вот здесь нужно чуть повернуть баранку с учётом расхлябанности передних колёс…
Немного позже, когда я посмотрел «Звёздные Войны», атака Скайукокера на «Звезду Смерти» чем-то напомнила мне вождение Т-16 по сельским "дорогам"
-Почувствуй Силу, Люк!
Не было у меня конечно, учителя Йоды, было здоровое молодое разгвоздяйсва и желание освоить этот адский пепелац, но может быть, Небесный покровитель Трактористов, что-то подсказывал мне из-за правого плеча…
Да, в связи с отсутствием водителя, пришлось покататься ещё на одном чуде Советского автопрома- ЗиЛ-157.
Те, кто имел возможность водить этот настоящий вездеход, помнят как крепнут руки, пытающиеся повернуть не поворачиваемую баранку, ка к «втыкаются» передачи, какие интересные "тормоза" у гружёного ЗиЛа.
Но всё же, на ЗИЛке мне лично было попроще, чем на Т-16.
Видимо, шофёрские гены сыграли свою роль, а может и увлечение мотокроссом в молодости, но через два дня я уже лихо водил этот адский пепелац и даже научился не цеплять створки ворот на ферме.
Так размеренно текла деревенская жизнь в подсобном хозяйстве родного Завода...
Это сообщение отредактировал Former64 - 4.02.2017 - 07:14