147


«Объединение автопроизводителей России» (ОАР) обратилось в федеральный Минпромторг с предложением изменить методику начисления утилизационного сбора на автомобили — чтобы прекратить «серый» импорт автомобилей, который ведется при помощи оформления машин на физлиц. ОАР — некоммерческая организация, которая занимается защитой интересов российских автопроизводителей. В состав Объединения входят АВТОВАЗ, Группа ГАЗ, КАМАЗ, Москвич, ФГУП НАМИ, Соллерс, Автотор и некоторые другие компании.
Как пишет Интерфакс, коллективное обращение членов ОАР направлено в адрес главы Минпромторга Алиханова, в нем говорится, что регулирующее порядок исчисления утильсбора постановление правительства №1291 от декабря 2013 года устарело и нуждается в корректировке. Автопроизводители предлагают привязывать утилизационный сбор не к типу и рабочему объему двигателя, а к мощности. Аргументация необходимости изменений проста: современные иномарки чаще всего оснащаются высокопроизводительными турбомоторами, которые при этом имеют небольшой объем.
«В результате сложилась ситуация, когда одинаковой суммой утилизационного сбора облагаются автомобили кардинально разных ценовых категорий, если они имеют сравнительно небольшой объем двигателя. Например, бюджетный седан Changan Alsvin с рекомендуемой розничной ценой 1,85 млн руб. и объемом двигателя 1,48 л (мощность 98 л.с.) облагается утильсбором в размере 677,4 тыс. руб. Такой же размер утилизационного сбора предусмотрен для автомобиля BMW Х3 с рекомендуемой розничной ценой 8 млн руб. и объемом двигателя 1,99 л (мощность 255 л.с.) и для последовательного гибрида Aito M9 с рекомендуемой розничной ценой 10 млн руб. и мощностью 496 л.с.», — говорится в обращении.
Система утилизационного сбора перестала обеспечивать социальную дифференциацию, иными словами, размер платы за люксовый и бюджетный автомобили зачастую примерно равны.
В Объединении также считают, что механизм льготных ставок утилизационного сбора для физлиц вредит авторынку.
Напомним, в настоящее время физлица при ввозе машин для личных нужд платят утилизационный сбор по льготной ставке 3400 рублей, если речь идет об автомобиле возрастом до трех лет, и 5200 рублей — если речь идет об авто возрастом старше трех лет. Исключение — машины с мотором свыше трех литров, для которых льготный «утиль» давно не действует. Физлицо, импортировавшее в РФ автомобиль для личного пользования, не должно перепродавать его в течение 12 месяцев с момента ввоза.
Из-за льготного «окна» в России за последние годы расцвел «серый» ввоз иномарок — с оформлением на конечного покупателя, подчеркивают в ОАР.
Если в 2024 году помесячная доля автомобилей, ввозимых в РФ на физических лиц, в общем объеме импорта составляла 1-50%, то в 2025 году — уже 50-70% и более. В результате рынок наводнили иномарки без гарантии, системы обслуживания и снабжения запчастями. Федеральный бюджет недополучает миллиарды рублей из-за обхода потребителями и компаниями высоких «коммерческих» ставок утилизационного сбора, которые действуют для импортеров-юрлиц.
via