114


По мере того, как Вашингтон усиливает контроль, Тегеран и Москва прокладывают путь к торговой революции, которая полностью обойдёт стороной Запад. Вопрос уже не в том, потерпят ли санкции крах, а в том, когда.
Находящиеся под санкциями, Иран и Россия наносят ответный удар, реализуя то, что Вашингтон не в силах заблокировать: 162-километровую железнодорожную линию, которая может навсегда изменить мировую торговлю.
Железная дорога Решт-Астара — это не просто сталь и бетон. Это недостающее звено Международного транспортного коридора «Север-Юг» (МТК) протяженностью 7200 километров, призванного сократить торговые издержки на 30% и время доставки с 37 до всего лишь 19 дней. Это почти вдвое меньше, чем по традиционному маршруту через Суэцкий канал, и для двух стран, находящихся под самыми жесткими санкциями, это настоящее освобождение.
Проект, финансируемый преимущественно Москвой и обошедшийся примерно в 1,6 млрд евро, реализуется российскими инженерами в рамках масштабного 20-летнего Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, подписанного в январе 2025 года. Это не просто сотрудничество. Это конфронтация посредством строительства.
Этот коридор превращает обе страны в ключевых игроков параллельного экономического порядка. После завершения строительства он будет перевозить до 20 миллионов тонн грузов в год, включая нефть, газ, сталь, продовольствие и технику по маршрутам, совершенно не затронутым западными военно-морскими силами. В отличие от таких узких морских путей, как Суэцкий канал или Малаккский пролив, этот сухопутный мост не может быть заблокирован американским флотом или заморожен европейскими банками.
Китай внимательно следит за развитием событий. Пекинская инициатива «Один пояс, один путь» идеально совпадает с МТК, создавая единую торговую сеть от Южно-Китайского моря до Балтийского. Вместе с такими платформами, как БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества, этот формирующийся блок тихо отвергает западные санкции как незаконные.
Даже Афганистан, недавно признанный Москвой в 2024 году, может стать важнейшим перекрестком, расширив коридор в Центральную и Южную Азию, полностью обойдя Пакистан.
Между тем, конкурирующий индийский коридор IMEC пока остаётся в основном на стадии разработки. INSTC, напротив, уже функционирует: поезда ходят, контракты подписаны.
Каждый километр пути между Рештом и Астарой ослабляет влияние Запада. Посыл очевиден: изоляция устарела, и мир больше не однополярен.
via