156


Продолжение темы:
Екатеринбургская школа обжалует приговор учителю из-за конфликта с подростком Общественность продолжает обсуждать инцидент в екатеринбургской школе №123, где из-за конфликта с восьмиклассником был
осужден 26-летний учитель физики Сергей Перминов. В поддержку учителя уже выступила уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. ЕАН обсудил инцидент с екатеринбургскими педагогами.
Елена Вьюгова, учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж в школе - 13 лет«Меня эта ситуация, которая произошла с молодым педагогом в школе, очень задела. Конечно, я не могу давать правовую оценку и комментировать решение суда. Но мне очень жаль, что одним педагогом в школе стало меньше. Молодой специалист проработал всего 10 дней и оказался на скамье подсудимых! Можно ли этого было избежать? Я считаю, что можно.
Когда я пришла молодым специалистом после окончания института, мне просто повезло: в моей школе была очень хорошо налажена система наставничества. На мои уроки практически еженедельно приходили завучи, директор. Какие-то ситуации, которые у меня возникали, обсуждались на педсоветах. Молодой педагог не должен быть брошен. Система наставничества и поддержки играет ключевую роль в становлении молодого педагога.
Да, бывают разные ситуации. Но данный конфликт, что произошел с молодым педагогом, можно было разрешить в стенах школы. Директор школы говорит, что она много раз пыталась мирно решить эту ситуацию, разговаривала с родителями подростка, но безуспешно.
Чего они добились? Детей оставили без уроков физики и позволили своему сыну уверовать в собственную безнаказанность? Подчеркнули, что
вседозволенность теперь возведена в норму, которая позволяет учителя унижать, оскорблять, материть?
Я не оправдываю педагога: да, он не справился со своими эмоциями, но я его понимаю. И у меня были случаи, когда, наверное, я могла бы поступить так же.
Представьте, идет урок, а кто-то из шпаны со стороны коридора поджигает дверь. И она просто вспыхивает. У детей шок, помню, что они к окну бросились, а я - дверь водой заливать. Если бы мне этот поджигатель тогда попался, то вряд ли я тоже бы справилась с эмоциями.
Или еще был случай. В моем классе оказался второгодник, который просто не давал вести уроки. Он сидел за последней партой и девчонок, которые перед ним сидели, в спины иголками тыкал. А я его даже с урока удалить не имела права - мы же несем ответственность за жизнь детей. Вместе с родителями, руководством школы справились, довели этого парня до выпуска.
Здесь же молодой специалист, видимо, не нашел поддержки. Жаль. Сейчас школа на волне общественного осуждения решила подать апелляцию на приговор, обжаловать его, но молодой человек в школу вряд ли вернется. Ему ставить домофоны гораздо спокойнее, его там никто не унижает...
Эта история может стать
опасным прецедентом. Выпускники педагогических вузов теперь 100 раз подумают, стоит ли им идти в школу, если они, по сути, не защищены. Да и будущие абитуриенты тоже задумаются, поступать ли в педагогический. И о каком престиже профессии педагога тогда вообще может идти речь? Надо начинать с возращения уважения к учительскому труду.
Марина Лейба, преподаватель истории и обществознания в колледже автотранспортного строительства. Педагогический стаж - 25 лет.Во-первых, это незрелый закон об образовании. Его надо пересматривать, его надо менять.
Там прописаны все права обучающихся и практически ничего не касается прав учителей. Хотя и обучающиеся, и учителя - это люди, которые имеют права и обязанности, субъекты образовательного процесса.
Во-вторых, что говорил президент Российской Федерации? Мы должны уходить от карательной судебной системы? Наказание педагога, на мой взгляд, несоразмерно деянию, демонстрирующее карательность судебной системы.
Кстати, а есть у этого учителя адвокат? Если есть, то это просто адвокатская непригодность. Все те обстоятельства, которые мы знаем: 10 дней в школе, подростковый возраст восьмого класса и прочее, отсутствие опыта - было ли это представлено на суде? Если да, тогда я такое жесткое решение вообще понять не могу.
Система сейчас такова, что
учитель вообще не защищен, то есть с ним все что угодно можно сделать, а он ничего не может в ответ.
И первое, что делает грамотный учитель, он просто рассаживает хулиганов на разные места. Опытный педагог сразу таких видит. Сегодня ко мне пришла новая группа – первый курс, возраст, как у десятиклассников, и я сразу одного взяла и вежливо пересадила на другой ряд. Но это все опыт. Это приходит только с годами. Я считаю, что нельзя было этого физика посылать на такой класс.
Я всем педагогам, с кем работаю 20 лет и кто вырос у меня на глазах, даю добрый совет: если вы чувствуете, что вас начинает захватывать гнев, эмоции, то вот абсолютно ничего не случится, если вы просто встанете и выйдете из класса в коридор.Если ты чувствуешь, что не справляешься, ты должен сначала выйти из этой ситуации, физически выйти. Пять минут походить по коридору, затем вернуться и проветрить класс. Когда ты проветриваешь аудиторию, ты переключаешь внимание всего класса. Дело все в том, что поведение подростков демонстративно. Этот восьмиклассник сам шел на конфликт с учителем для того, чтобы повысить свою самооценку, оценку в глазах других ребят. Он провоцировал ситуацию, чтобы выйти из нее победителем. И у него получилось.
У меня была другая серьезная история, когда из школы пришли в группу на базе 11 класса. Я проработала с ними какое-то время и дала контрольную работу. И за эту контрольную работу поставила соответствующие оценки - тройки, двойки, очень мало было четверок и отличных оценок. Я оценила работы реально. На следующий день было полусеминарское занятие (занятие, на котором ученики ведут диалог с преподавателем – прим. ЕАН). И был вопрос про СССР, про то, как жили в Советском Союзе. Это было домашнее задание. Там нужно было выписать реальные экономические цифры
И тут встает одна девочка и говорит: «А вот моя бабушка сказала, что в Советском Союзе давали квартиры, были такие огромные пенсии, что пенсионеры могли путешествовать везде». Я говорю: «Мне не нужно то, что сказала ваша бабушка. История - это наука. Нужно свою позицию аргументировать с научной точки зрения, фактами, цифрами. Будьте любезны, подтвердите свое мнение». И вот с последней парты встает парень, красивый, высокий, хорошо одетый, и говорит: «Вы нас унижаете, вы нам и так тройки поставили на контрольную работу. А сейчас вы ее унизили, она сейчас заплачет». И действительно, девочка начинает рыдать.
А у меня, в отличие от этого молодого учителя физики, есть инструмент. Я тогда их посадила и говорю: «Вы, господа, экзамен кому будете сдавать? Бабушке Наташи Ивановой или мне? Будьте любезны, выполняйте мои требования». Это был единственный конфликт, который был спровоцирован таким вот образом, потому что они пришли из школы, а
там они привыкли не считать учителей за людей и вытирать о них ноги.Возвращаясь к инциденту, мне кажется, что в этой школе слабое руководство и отсутствует здоровый педагогический коллектив. Если педагогический коллектив знает, что это за класс, какие там ученики, то первые шаги, которые делает директор, завуч, ставя туда молодого учителя, - это полная и честная информация о том, куда он идет. У нас и в школе, когда там работала, и в колледже, когда мы распределяли нагрузку, все друг с другом делились информацией о специфике классов и учеников. То есть никто не распределяет нагрузку по принципу «на тебе, боже, что нам не гоже».
У завуча главная задача так распределить учеников по преподавателям, чтобы это не только было удобно в смысле деятельности, но чтобы сложилось, как это сейчас мы называем, комьюнити.
После всего случившегося директора этой школы нужно увольнять вместе с этим учителем, потому что
преподаватель всегда прав. А если преподаватель не прав, смотри пункт первый. Я никогда не водила никого к директору. Всегда директора приглашала. И он всегда приходил. И я знаю, что он защитит.
Татьяна Трошкина, председатель Свердловской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ. Раньше работала учителем английского языка в гимназии №99. Педагогический стаж - 14 лет.Говоря об истории с Сергеем Перминовым, очень трудно сдерживать эмоции. За что такое непримиримое и жестокое отношение к учителю? В любом конфликте всегда задействованы как минимум две стороны. Почему в данной ситуации вся вина на педагоге? Почему неуважительное отношение ученика, его нецензурная брань на уроке никого не смутили? Ведь в образовательной организации есть Правила внутреннего распорядка обучающихся. Согласно документу обучающиеся обязаны выполнять законные требования педагогов, уважать их честь и достоинство, соблюдать вежливые формы общения.
В случае нарушения к обучающимся должны применяться меры дисциплинарного взыскания. Но об этом разговора не было.
Да, возможно, в какой-то момент учитель не выдержал, поддался провокации. Но ведь это молодой начинающий педагог, еще студент, который согласился «закрыть» вакансию, чтобы у обучающихся были уроки физики. Его педагогический стаж составил всего 10 дней… Он-то из школы ушел, но ведь проблема осталась. Сам собой возникает вопрос:
кто следующий?Не секрет, система образования в настоящее время испытывает огромный кадровый голод. После подобных историй большинство педагогов уходят из профессии, при этом мы не просто теряем тех коллег, которые ушли, мы отбиваем желание идти работать по профессии у выпускников педагогических вузов и колледжей, которые изначально настроены были пойти в школу. Как при таком отношении нам сохранить учителей? Кто будет работать через 10 – 15 лет?Профсоюз защищал и будет защищать педагогов, не только их трудовые и социальные права, но и честь и достоинство. Совместно с органами управления образованием, педагогическими вузами и колледжами мы будем пытаться сберечь кадры, учить педагогов, каким образом избегать конфликтов, как противостоять грубости и хамству. Но ничего не получится изменить и исправить, пока родители и ученики сами не осознают значимость и роль учителя. Это должно произойти, лишь бы не было поздно.
ЕАН писал, что 15-летний ученик 8 класса разговаривал на уроке, игнорировал замечания учителя. В конце концов, Перминов в сердцах бросил авторучку на пол, и она отлетела в ученика. Когда нарушитель стал материть учителя и обращаться к нему на «ты», физик схватил его за кофту и потащил в кабинет директора.
По словам директора школы Ольги Стариковой, после инцидента она предоставила в комиссию по делам несовершеннолетних и полицию всю информацию о том, что произошло. Оттуда материалы поступили в прокуратуру, которая потребовала уволить учителя и довела дело до суда.
В суде учитель физики был
приговорен к 1,5 годам принудительных работ, а также должен выплатить школьнику 120 тыс. рублей. Кроме того, у Перминова на работе будут удерживать 10% заработной платы в доход государства. На протяжении двух лет ему запрещено заниматься педагогической деятельностью. Сейчас осужденный учитель нашел новую работу - устанавливает домофоны.
Источник