102


На фоне замедления экономики потребители сокращают покупки продуктов питания. Люди переходят от дорогой картошки на макароны и хлеб, от мяса — на яйца и вареную колбасу. Экономят не только пенсионеры и медики, но и «новый средний класс». Инфляция продолжает рост.
В РФ снова разогналась инфляция. За первую неделю июля рост цен составил 0,79%. В годовом исчислении удорожание ожидается на 9,42%. Такой скачок обеспечили два фактора: повышение тарифов ЖКХ и цен на топливо.
Роста цен ждали. Новые коммунальные платежи не могли остаться незамеченными, раз холодная вода подорожала в среднем по стране почти на 15%, электричество — на 13%, а горячая вода и отопление — под 14%. О газе можно даже и не говорить — отдельные регионы получат новые квитанции за июль на 20% выше июньских.
Обычно летом цены на питание снижаются или хотя бы не растут из-за нового урожая. В этом году сошлись две ситуации. Во-первых, власти, не скрывая, предупреждают население, что продукты будут дорожать, а во-вторых, сократилось не только потребление непродовольственных товаров, от холодильников и часов до телевизоров, но и продуктов питания. Хотя есть и постоянная величина — российские домохозяйства тратят 30% дохода на еду.
— Продовольственная инфляция у нас повыше. Здесь есть фундаментальная причина. Продовольствие — это то, что нужно всем. Кушать хочется всегда. Можно сокращать в отдельные периоды потребление непродовольственных товаров, а без питания люди жить не могут. Потребители — все. А бедные слои населения, у которых, как известно, доля расходов на продовольствие доходит до 50%, они тоже в этом участвуют, — говорит ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.
Меньше стали покупать не только пенсионеры и медики с учителями, но и новый средний класс.
Россияне стали меньше тратить денег на еду!
С января 2025-го рост продаж продовольственных товаров по сравнению с прошлым годом оказался в 2,6 раза ниже. По данным агентства «Нильсен», этот тренд был заметнее всего в молочке и кондитерке — в четыре раза, детском питании — в три раза и в товарах для животных. Здесь темпы роста сократились в два раза.
Это еще не снижение, говорят в ретейле, но замедление темпов потребления налицо. Однако в некоторых сетях уже увидели сокращение.
«В этом году впервые увидели сокращение объема продаж продовольственных товаров. До этого был рост, существенно превышающий инфляцию. А сейчас мы увидели рост, сопоставимый с инфляцией, что говорит о начале снижения [потребления]», — рассказала на ПМЭФ-2025 представитель одной из крупных сетей страны.
При росте доходов инфляция ускоряется, а при снижении доходов ограничивают потребление, уменьшаются доходы, сокращается потребление товаров, и это, конечно, давит на цены.
— Поэтому здесь связь есть. Безусловно. И, кстати, высокая инфляция в последние годы в значительной степени связана с тем, что был бюджетный импульс, платежеспособный спрос, доходы населения росли достаточно значительно, что отражалось, естественно, на динамике цен, — поясняет ситуацию Игорь Николаев.
С 2022 года в России появился новый средний класс. Так главный аналитик «Сбера» Михаил Матовников назвал всех, кто связан с ОПК, а также военных и их семьи. Как писал экономист еще в 2023 году, рост доходов в этой группе составлял от 25 до 27% от года к году.
«Деньги через выплаты мобилизованным, контракты, оборонные заказы и смежные цепочки попали в семьи, находящиеся в нижних децилях распределения доходов. Впервые они получили доступ (причем довольно длительный, не разовый) к значимым для них суммам. Семьи военнослужащих, рабочие оборонных предприятий, вспомогательный персонал, подрядчики и близкий круг — в совокупности несколько миллионов человек, прежде живших на уровне выживания», — пишет в своем телеграм-канале партнер компании DataInsight Федор Вырин.
Аналитик оценивает количество этих «новых русских» примерно в 6-8 млн человек. За счет этих людей потребление в РФ, а с ней и инфляция поднялись на очень высокий уровень. Однако сейчас приток финансов закончился.
— Потенциал дальнейшего расширения этого слоя исчерпан: приток средств остановился, крупные выплаты завершились, бюджетное финансирование стабилизировалось или сокращается, оборонные предприятия сокращают выпуск, — говорит эксперт.
Покупательная способность семей сокращается
Несмотря на то что семьи в России стабильно тратят 30% своих доходов на питание, покупательная способность за год сильно изменилась, замечают исследователи Центра развития НИУ ВШЭ. Растут продажи дешевых продуктов питания, а дорогие товары сокращаются.
Россияне стали намного больше есть дешевый белок. За первый квартал 2025 года резко выросло потребление яиц — на 35% — по сравнению с прошлым годом. Чаще покупают мясо курицы — рост составил 18%.
Потребление картофеля сократилось на 45%. Его заменили вермишель и крупы.
Меньше стали пить молока (-4%) и потреблять рыбу (-5%) от доходов.
Под бюджетный нож пошли сливочное масло, капуста и лук.
К осени ситуация с доходами лучше не станет
К концу 2025 года эксперты ожидают как минимум стагнацию доходов, а с ней и снижение потребления на фоне инфляции. Член координационного совета Союза независимых сетей России и гендиректор торговой сети «Спар-Калининград» Олег Пономарев полагает, что прежний рост зарплат домохозяйства проели еще в прошлом году, а темпы повышения зарплат заметно снизились. Минэк ожидает не более 6,7% роста, что на треть меньше прошлого года.
Инфляция, напротив, снижаться не собирается, и увеличение тарифов ЖКХ ее только подстегивает.
— Не надо думать, что тарифы ЖКХ этим и ограничиваются. Они же вносят не только прямой вклад в инфляцию и уменьшение доходов, повышая платежи. Если происходит такая акция, достаточно значительная, то ее ощущают все — мелкие предприниматели, люди в бизнесе. То есть предприниматели тоже повышают цены на свою продукцию, тарифы же естественных монополий тоже подросли. Это не только тарифы ЖКХ, формируется в целом такой ценовой суплекс, который отражается на реальных доходах населения, — говорит Игорь Николаев.
К тому же уже сейчас птицефабрики жалуются на то, что себестоимость производства яиц и мяса птицы превышает розничные цены. За первую неделю июля яйца категории С1 подорожали на 4,2%. В отрасли говорят, что это начало.
А вот предложения думцев зафиксировать цены на основные виды продовольствия вызывают недоумение у экспертов — это вызовет повышение цен и дефицит.
Потребительское настроение в стране в целом стало хуже, говорят эксперты, и это имеет свои причины.
— Макроэкономические показатели мало кого беспокоят. Но вот этот рост цен, конечно, сильно действует на формирование таких настроений. И сильно действуют разовые акции. Например, повышение тарифов ЖКХ. Рост доходов и рост зарплат стал тормозиться. Ситуация уже не такая, как была в 2023–2024 годах. Уже похуже.
Как говорит Игорь Николаев, снижение реальных доходов и рост цен — вещи взаимосвязанные.
источник