Канадскому грабежу предшествовало много событий.
Во-первых, оператор и владелец самолетов «Волга-Днепр» с апреля 2023 года под санкциями канадского правительства. Сугубо гражданский перевозчик попал под раздачу просто за поддержку правительства России. Никаких адекватных обвинений в адрес правления компании не было выдвинуто, но именно это стало основанием для изъятия транспортного самолета. Точнее, под грядущую конфискацию самолета группу «Волга-Днепр» и авиакомпании «Волга-Днепр» канадцы подвели под санкции.
Во-вторых, киевский режим давно точил зуб на этот Ан-124. Премьер-министр Денис Шмыгаль еще в апреле 2023 года доложил:
«Новый пакет санкций против России от Канады. В частности, против компании «Волга-Днепр». Готовимся к конфискации самолета Ан-124 и другим активам агрессора в Канаде и передаче их в пользу Украины».Преимуществом «Руслана» для Украины является большой опыт эксплуатации и ремонта самолетов данного типа. Двигатели Д-18Т разрабатывались и производились на запорожском «Мотор-Сич» – запчасти найдутся точно. Не нужно переучивать экипажи и обслуживающий персонал – местная компания «Авиалинии Антонова» эксплуатирует семь Ан-124. Теперь будет восьмой.
Естественно, на Украине он не появится – будет перевозить технику для ВСУ на близлежащие базы НАТО, как уже с другими самолетами «Антонова» было не раз и не два. Вакантную рыночную нишу после серьезно ограниченной в свободе «Волга-Днепр» украинцы также не прочь занять.
Но в Оттаве, судя по всему, медлили с передачей задержанного в Торонто транспортного самолета.
Третье событие – скандальчик Киева относительно небольших поставок канадского оружия. Шеф минобороны Резников на одной из оружейных выставок «выразил надежду» на некие положения об обязательствах Оттавы перед Киевом. В поставках оружия, разумеется. Алчность киевского режима не имеет границ.
Киев пока слушают, и Трюдо привез туда радостную весть – российский Ан-124 конфискован и скоро на его фюзеляже появится номер с буквами UR.
Ждем дальше?На одном «Руслане» история с западным грабежом не закончится. У авиакомпании «Волга-Днепр» еще три Ан-124 застряли в аэропорту Лейпциг-Галле. Бортовые номера – RA-82043, RA-82045 и RA-82046.
Это самые ценные воздушные суда из печальной десятки задержанных в Германии – помимо прочих, в аэропорту Франкфурт-Хан стоит Boeing 747, а в Кёльне застрял Boeing 737. Остальные самолеты – это частные джеты типа Embraer Legacy 600 и Bombardier Global Express. Неприятно, конечно, но особого ущерба от потери самолетов бизнес-класса Россия не почувствует.
«Волга-Днепр» не встала после санкций и фактической конфискации сразу четырех сверхтяжелых самолетов из десяти, находящихся в летной годности. «Русланы» активно летают по России, а также в страны, где не распространяются ограничения Запада – Армению, Азербайджан, Беларусь, Китай, Казахстан, Киргизию, Марокко, Тунис, Турцию, Туркменистан и ОАЭ.
Летная жизнь, разумеется, не остановилась, но нехватка сразу четырех бортов неизбежно скажется и на выручке компании, и на износе «Русланов». Ремонтировать двигатели Д-18Т, которые родом из Запорожья, не особо есть чем.
Открытый вопрос – платит ли «Волга-Днепр» за стоянку санкционных самолетов в Германии? За полтора года могла набежать кругленькая сумма.
Самое неприятное, канадское воровство может стать прецедентом для немецкого правительства. Прежде всего, если Россия чувствительно не ответит Канаде за наглый грабеж гражданского судна и передачу противнику. Пока же Россия ограничивается лишь угрозами. Например, посол в Канаде Олег Степанов по поводу вороватого Трюдо заявил:
«Это совершенно незаконно, это воровство, грабеж. Режим Трюдо показал, что правового государства в Канаде не существует».К сожалению, чем громче и ярче звучат голоса официальных лиц России по поводу пересечения красных линий, тем менее ощутимы результаты. Держим скромную надежду, что в этот раз будет по-иному. Тем более, если поскрести, то в нашей стране немало частной собственности у канадцев. Неужели не найти на 500–900 млн рублей?
Если получится, то можно и на пару-тройку миллиардов изъять. Только обязателен зеркальный ответ – забирать исключительно у частных лиц или компаний, не у канадского правительства. Того, что после этого инвесторы восемь раз подумают, заходить ли после этого в Россию, опасаться не стоит. Канада не особенно задумывалась о своем имидже, и нам не стоит. В конце концов, сейчас между Москвой и Оттавой идет едва ли не горячая война.
Схему конфискации можно взять у самого Трюдо – сначала санкции, потом закон под конфискацию, а затем изъятие для неких благих дел. Например, под нужды армии, которая сейчас занимается денацификацией Украины.